Плавность в движениях. Как добиться грации движений? Исходное положение: упор присев

Зачем нам, женщинам, нужны гибкие и пластичные руки? Можно, конечно, писать о подвижности и молодости суставов, о хорошем кровоснабжении связок и мышц и т. д. И все это будет правдой. Или вдруг вам понадобится застегнуть замок платья на спине, а никого, кто бы мог вам помочь, поблизости не окажется? А вы - оп-ля! - с легкостью застегнули замок сами!

Но давайте посмотрим на пластичные женские руки под иным, несколько неожиданным, углом зрения.

Пластичные руки - это не только здоровые руки. Пластичные руки дают нам возможность красиво и элегантно жестикулировать . А что такое красивая жестикуляция, как не один из способов соблазнения противоположного пола?!

Не верите?

Вспомните поэтов! Например, Сергей Есенин в одном из своих стихотворений, желая подчеркнуть красоту и изящество рук любимой, пишет: "Руки милой - пара лебедей, в золоте волос моих ныряют… "

Или обратимся к русским народным сказкам. Один из важных критериев красоты девушки в них - ее "лебединые руки".

Что произошло в сказке "Царевна-лягушка"?..

Пришла царевна на пир, наступило время танцевать: "… махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались! "

То есть мужчины, присутствующие на пиру, впали в транс от одних только движений рук царевны! А пока мужчина в трансе, мы можем делать с ним, что нашей душеньке угодно. Шутка, конечно. Но в каждой шутке…

Кстати, трюк Василисы попытались повторить ее завистницы. Ну, вы помните, чем дело кончилось: царю заехали в глаз и поставили синяк, кому-то попали рукой по уху, что-то там разлили… Короче, девушек попросили сесть на место.

Получается, что если мы, женщины, хотим сделать наши жесты плавными, изящными, чувственными, нам нужно над ними работать. Ибо без практики, взмахнув рукой, мы рискуем не заворожить мужчину, а попасть ему по лбу. Пластичные, отточенные движения руками, элегантные взмахи, плавная женственная жестикуляция руками более тонкая и изысканная техника соблазнения, чем взгляды в упор и призывно приоткрытые губы.

Недаром танцовщицы в гаремах тренировались днями, доводя каждый жест своих пальчиков рук до совершенства. Современные профессиональные танцовщицы также уделяют работе рук немало времени.

Давайте посмотрим, что мы можем сделать своими силами, в домашних условиях.

Начинать работу над развитием пластики рук нужно… правильно, с разогрева!

А упражнения, мы с вами уже подробно разбирали, и надеюсь, пробовали делать.

Итак, руки мы хорошенько разогрели, что же дальше?

Упражнение 1. Лебединые крылья

Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль корпуса. Кистями рук совершаем движения, как будто мы прополаскиваем белье после стирки, только гораздо медленнее и плавней по темпу. Важно задействовать только кисти!

Постепенно увеличиваем амплитуду движений, подключая к работе локтевые суставы.

Но чтобы танцевать руками так, как это делали Майя Плисецкая или Анна Павлова, нам с вами придется еще потренироваться как следует.


Упражнение 2. Лети, лебедь, лети!

Логически развиваем первое упражнение. Наращивая амплитуду движений, поднимаем руки над головой и плавно опускаем их вниз. Движения напоминают крылья птиц в полете.

Упражнение 3. Волна руками

Исходное положение: стоя, руки разведены в стороны, держим их не параллельно полу, а чуть ниже.

Пускаем волны руками попеременно. Делаем все движения плавно. Порядок движения: первым начинает подниматься наверх плечевой сустав, затем локоть, затем кисть. Как только отработала правая рука, настает очередь левой и т.д.

Следите, чтобы ваша кисть была мягкой и расслабленной, а пальцы длинными (не нужно сжимать их в кулак).


Упражнение 4. Красим забор

Встаньте прямо, вытяните правую руку вперед. Представьте, что ваши пальцы - это малярная кисть, которой вам нужно покрасить что-либо. Совершайте этой "кистью" движения, словно вы окрашиваете, например, забор.

Упражнение 5 "Стена"

Исходное положение: ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Правая рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак. Резко распрямляем пальцы, напрягаем ладонь, рука при этом как будто упирается в невидимую стену. Со второй рукой повторяем то же самое. И дальше мы перемещаемся вдоль невидимой стены.

Бонус!

Следующее упражнение взято из курса по актерскому мастерству. Представьте, что вы гладите какое-то животное.

При выполнении упражнения задействуйте в основном руки, ладони и пальцы рук.

Итак, вам нужно погладить:

  1. Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
  2. Кошку (возьмите ее на руки, погладьте, почешите за ушком)
  3. Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
  4. Жирафа

Если вы хотите добиться действительно завораживающих движений ваших рук, лучший способ достичь этого - пойти на танцы. Отлично развивают пластику и гибкость восточные танцы, фламенко, латиноамериканские бальные танцы. Среди молодежи популярны направления, в которых тоже много времени уделяется жестикуляции рук в танцах, например,Vogue, Dancehall.

Ну а тем, кто не располагает свободным временем для занятий танцами, я рекомендую выполнять наши упражнения регулярно, 2-3 раза в неделю. Эффект вы заметите через полгода.

Приятной и полезной вам разминки!

Характерные особенности

Плавные, медленные движения

Движения должны быть плавными, спокойными и широкими. Большинство движений данного комплекса – круговые. Они стимулируют работу позвоночника. Упражнения координируют работу рук и ног, поэтому, выполняя их, вы не будете чувствовать напряжения.

Эти движения направлены на расслабление тела и успокоение ума, поэтому, выполняя их, представьте себе текущую воду или плывущие облака. Движения ни в коем случае нельзя прерывать, так как они приводят в равновесие циркуляцию внутренней энергии.

Ритмичная комбинация расслабления и напряжения, динамичности и инертности

Для полного расслабления необходимо расслабить мышцы, связки и успокоить центральную нервную систему. Дыхание должно быть ровным, сердце должно биться спокойно. Правильная стойка и положение тела играют очень важную роль при расслаблении. Само расслабление должно исходить изнутри, то есть сначала вы должны успокоить свой разум, а затем – тело.

Прилагать усилия следует лишь при переходе от одного движения к другому. Например: в упражнении «Для нормализации работы внутренних органов – возведение ладоней к небу» усилие прилагается при движении рук; «Стрельба правой и левой руками в позе лучника» – при переходе в стойку лучника; «Для нормализации работы живота и селезенки – одна рука в воздухе» – при подъеме руки; «Для предотвращения болезней и напряжения – взгляд назад» – при движении рук и головы; «Для снятия стресса – покачивание головы и наклон туловища» – при переходе в стойку лошади; «Для укрепления почек – скольжение рук по спине и ногам и касание ступней» – при движении рук; «Для повышения силы – пристальный взгляд и удар кулаком» – при ударе кулаком; «Для излечения от болезней – подъем и опускание на пятках» – при движении головой и напряжении пальцев ног и ягодиц.

Сила требуется лишь для смены движений. В остальных случаях вы должны быть расслаблены.

Сочетание напряжения и расслабления, динамичности и инертности поддерживает равновесие между Инь и Ян (в традиционной китайской медицине – два противоположных начала). Также такое сочетание улучшает циркуляцию Ци в энергетических каналах, кровообращение и подвижность суставов. Очевидно, что все это ведет к укреплению организма и улучшению здоровья.

Динамизм и инертность – это внешние проявления движений тела. Динамичные движения должны выполняться энергично, плавно и естественно.

Во время приложения силы при переходе от одного движения к другому вы должны быть абсолютно спокойны, особенно при медленном выполнении вышеуказанных движений. Внешняя пауза не прерывает внутренней циркуляции, мышцы в это время остаются растянутыми. Стимуляция намеченных частей тела достигается рациональным приложением силы на определенный промежуток времени.

Связь тела и разума для образования жизненной энергии

Под разумом в Цигун понимаются психическое состояние и сознание, а также движения тела, контролируемые мыслью и разумом. Связь тела и разума представляет собой взаимодействующую работу, которая характеризуется гармонией и симметрией, прослеживаемой во всех движениях. Особенность Ба Дуань Цзин – мягкие, плавные стойки и движения, выполняемые с использованием внутренней силы. Энергичное тело и сосредоточенный ум сочетают в себе мягкость и твердость.

Цель упражнений – путем физических и духовных упражнений ускорить циркуляцию внутренней энергии, что приведет к улучшению здоровья и физической формы человека. Неотъемлемой частью упражнений является глубокое, естественное дыхание.

Улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки, нормализовать состояние позных мышц помогают упражнения на равновесие. При их выполнении тренируется ощущение положения тела в пространстве, вырабатывается новая схема тела, позволяющая принимать и удерживать правильную позу. Для усложнения этих упражнений используется уменьшение площади опоры - стойка на носках, на одной ноге, на буме или бревне, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании гантелей, набивных мячей и других предметов. Чем чаще меняется положение центра тяжести, тем больше необходима дифференцированная работа мышц и координация движений, поэтому для тренировки равновесия целесообразно использовать резкие переходы от динамической работы мышц к статической - остановку после ходьбы или бега, переход в положение стоя после прыжка или кувырка и т. д.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ

Исходное положение: стоя

1. Развести руки в стороны, плавным движением вытянуть прямую ногу вперед, в сторону, назад и вернуть в ИП. Повторить движение другой ногой.

2. Выполнить те же движения ногами при различных положениях рук (руки вытянуты вверх, заложены за голову, кисти лежат на плечах).


3. Поднять согнутую в колене ногу, развести руки в стороны, задержаться в этом положении на 3 - 4 счета, вернуться в ИП. Повторить для другой ноги.

4. Поднять одну ногу, плавным движением вытянуть руки вперед, вверх, в стороны, опустить руки. Вернуться в ИП. Повторить, стоя на другой ноге.

5. Стоя на одной ноге, выполнять различные круговые движения руками: во фронтальной и сагиттальной плоскостях, синхронные и попеременные, в одну и в другую сторону.

6. Руки на поясе. Подняться на носки на 3-4 счета, вернуться в ИП.

7. Подняться на носки, повернуть голову в одну сторону, затем в другую, вернуться в ИП.

8. Стоя на носках, вытягивать руки вперед, вверх, в стороны, выполнять различные движения руками (как в упражнениях 3-5).

9. Выполнить те же движения руками, стоя на носке одной ноги, вторую ногу согнуть в коленном и тазобедренном суставах.

10. Повороты головы и различные движения руками выполнять стоя, на носках, с закрытыми глазами.

11. Стоя на одной ноге, захватить стопу другой ноги (спереди) обеими руками (рис. 3).

12. Выполнить то же, но захватить стопу поднятой ноги разноименной рукой.

13. Стоя на одной ноге, руки разведены в стороны, согнуть другую ногу в коленном и тазобедренном суставах, достать коленом лоб.

14. «Ласточка»: развести руки в стороны и, стоя на одной ноге, другую отвести назад, наклонившись вперед (рис. 4). Задержаться в этом положении на 2 - 3 счета, вернуться в ИП, повторить, сменив положение ног.

15. Сделать «ласточку» и поменять положение ног прыжком.

16. Сделать «ласточку» и повернуться на носке на 90° влево, затем вправо.

17. «Боковая ласточка»: руки на поясе, отвести одну ногу в сторону, туловище наклонить в другую сторону.

Исходное положение: упор присев

18. Встать, выпрямиться, поднять согнутую в колене ногу, развести руки в стороны. Вернуться в ИП, повторить упражнение для другой ноги.

19. Выполнить то же упражнение, но руки поднять вверх.

20. Выполнить то же упражнение с различными движениями рук (вперед, в стороны, круговые движения).

Можно усложнить последние три упражнения, из упора присев поднимаясь на носок одной ноги.

21. Сделать «ласточку», «боковую ласточку» из упора присев.

Исходное положение: ступни одна перед другой на одной линии, на расстоянии небольшого шага

22. Повороты головы и туловища.

23. Различные движения руками в этой стойке.

24. Из того же ИП - подъем на носки и различные движения головой, туловищем, руками.

По И. В. Милюковой, Т. А. Евдокимовой

В движении – жизнь. Больше всех движение любят дети. Оно помогает им приобретать жизненный опыт. Взрослый человек перестаёт испытывать наслаждение от движения и использовать любой момент, чтобы побегать или попрыгать. Это происходит потому, что его тело постоянно подвергается разрушительному воздействию различных стрессов. К тому же человек, взрослее, понимает, что общество требует от него соблюдать определённые нормы поведения. Ведь чрезмерно подвижных учеников в школе часто наказывают за нарушение дисциплины в классе. Но такое поведение является естественным, ведь спокойный ребёнок – это скорее парадокс, чем норма. А вспомните ли вы, когда последний раз прыгали от радости или просто так? Нам не свойственно непосредственное и свободное выражение эмоций. Часто, когда люди вдруг решают заняться своим здоровьем, они начинают посещать гимнастический зал. Травмы в этих случаях нередки, так как наше тело утратило естественную физическую форму.

Пилатес учит самым разнообразным движениям, в том числе и таким, к которым мы не привыкли в обычной жизни. Сам процесс выполнения движения контролируется вашим сознанием, что способствует улучшению самочувствия. При этом обычно возникает ощущение радости и счастья. И это неудивительно, так как наше тело обладает способностью сохранять информацию о когда-то проделанных движениях. А упражнения по методу Пилатеса помогают высвободить ранее накопленные эмоции, связанные с уже забытыми движениями мышц.

Смысл метода Пилатеса – правильное, красивое и управляемое выполнение естественных движений. Здесь не нужно принимать какие-то сложные позы или перенапрягаться. Движения обычно делаются медленно, Некоторые выполняются в очень медленном темпе (упражнение «Изгибание позвоночника»), другие достаточно быстро (упражнение «Сотня»). Но главное условие – делать движения плавно и равномерно. Желательно при этом ставить себе лёгкую расслабляющую музыку. Не рекомендуется включать быструю музыку, потому что она будет только мешать вам прислушиваться к своему телу. К тому же, может произойти эффект «отскока резинки», когда мышца резко натягивается и «щёлкает», то есть сокращается. Это недопустимо, так как нужно добиться удлинения мышцы.

Упражнения пилатеса направлены на неторопливое и спокойное растягивание мышц. Не нужно делать резких движений, иначе можно повредить суставы. Плавность в выполнении всех движений пилатеса доказывает безопасность этого метода. При возникновении неприятных ощущений во время выполнения того или иного движения человек в любой момент может прерваться. Стоит добавить, что медленные движения не обязательно лёгкие. Кроме того, они даже труднее, потому что необходимо быть честным перед самим собой и понимать, что только плавные движения будут способствовать достижению должного эффекта.

Энергия может быть направлена внутрь (к центру), когда мышца сокращается, или наружу (от центра), если мышца вытягивается.

Наше тело идеально. Оно разработано так, чтобы совершать максимум полезной работы при минимуме напряжения, ведь изначально экономия энергии была в приоритете.

Однако со временем воздействие окружающей среды портит осанку, а стрессы, негативный жизненный опыт и сидячий образ жизни создают мышечные зажимы - постоянное неестественное напряжение мышц.

Каково это - двигаться с минимальной затратой сил

Чтобы наглядно объяснить, зачем нужно экономичное движение, приведём цитату из книги Моше Фельденкрайза «Осознавание через движение: 12 практических уроков». Автор сравнивает тело человека с машиной.

Эффективно действует та машина, в которой все части точно слажены друг с другом, смазано всё, что должно быть смазано, трущиеся части плотно прилегают друг к другу без зазоров и без грязи. Энергия не тратится на бесполезные движения, отнимающие её у нужной работы.

Моше Фельденкрайз

Наиболее эффективные движения - те, что лишены случайных, лишних действий. Устранив лишнее напряжение, вы начинаете двигаться максимально легко.

Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие движения, то есть в движения, которые прежде всего эффективны, а также удобны и легки.

Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь, проверьте это на себе. Попробуйте выполнить два простых теста, которые помогут узнать, умеете ли вы двигаться экономично и эффективно.

Проверьте себя на экономичность движения

Тест со стулом

Сядьте на край стула, положите кончики пальцев на шею и попробуйте встать. Напряглась ли шея? Попробуйте встать ещё раз, оставляя шею расслабленной. Получилось?

В процессе вставания со стула не задействованы мышцы шеи, но они автоматически напрягаются. Это и есть то самое лишнее движение, когда вы тратите силы на то, что на самом деле требует совсем незначительного напряжения.

Попробуйте отследить, в какой момент напрягается шея. У меня напряжение возрастает, когда тело подаётся вперёд, а грудь нависает над ногами. Чтобы убедиться, что это напряжение лишнее, я пробовала расслабить шею в таком положении. Мне удалось это сделать.

Значит, можно встать, не напрягая мышцы шеи во время подъёма из сидячего положения. Просто мы привыкли так делать, поэтому переучиться довольно трудно.

Тест с весами

Есть ещё один хороший тест из книги Фельденкрайза, для которого вам понадобятся механические весы.

Сядьте на стул и поставьте ноги на весы. Теперь попытайтесь встать как можно более легко и плавно. Скорее всего, стрелка весов сначала перейдёт за отметку вашего веса, потом откатится обратно и через несколько колебаний примет нужное положение. Если ваше движение будет плавным и эффективным, стрелка медленно достигнет отметки вашего веса, но не перейдёт за неё и не будет колебаться.

Закрепощение мышц, неправильные двигательные паттерны, плохая - всё это становится привычкой и воспринимается как нормальное движение и положение тела. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так. Вы тратите много сил на бесполезные движения, мышцы находятся в постоянном напряжении, а тело принимает неестественное положение.

Как изменить это? Для начала попробуйте чаще наблюдать за собой.

Наблюдайте за собой каждую свободную минуту

Чтобы исправить неправильное положение, нужно его сначала заметить. Часто ли вы обращаете внимание на свою позу? Сделайте это прямо сейчас.

Скорее всего, вы обнаружите очаги напряжения там, где их быть не должно. Проверьте плечи. Чаще всего они зажаты и приподняты. Затем обратите внимание на шею. Она напряжена и подана вперёд?

Проверьте мышцы лица. Чаще всего они расслабляются только во сне, и мы не замечаем, как в течение дня лицо застывает в хмурой маске. Как насчёт нижней челюсти ? Не слишком ли она напряжена? Может, стоит чуть ослабить напряжение?

Заведите привычку в течение дня оценивать положение своего тела и напряжение мышц.

Обратите внимание на своё тело и постарайтесь расслабить все мышцы, которые неоправданно напрягаются в данный момент. Это будет вашей мини-медитацией в течение дня и отличной возможностью повысить экономичность движения. Вслед за расслаблением тела снимается и психическое напряжение.

Если вы привыкнете обращать внимание на своё тело, у вас получится делать это в любых обстоятельствах, в том числе и в стрессовых ситуациях. Оцените, как вы двигаетесь, когда боитесь, расстроены, возбуждены после ссоры или спора на повышенных тонах. Попробуйте изменить положение тела в этой ситуации. Вы увидите, как меняется и психологический настрой.

Ищите, как оптимизировать движение

Любое движение, которое требует от вас усилий, может быть оптимизировано и превращено в более лёгкое.

Тело человека устроено таким образом, чтобы основное усилие выполнялось за счёт широких мышц, расположенных ближе к центру тела: ягодичных, мышц бёдер, спины и живота. За счёт них мы ходим, бегаем, поднимаем тяжести.

Если при поднятии тяжестей основное усилие приходится на ягодичные мышцы и мышцы бёдер, вы не надорвёте спину и сможете поднять больший вес.

Для этого держите спину прямо, отведите таз назад и выполните хороший присед во время подъёма. Если же вы попытаетесь поднять вес за счёт мышц рук и спины, это плохо кончится для вашей поясницы. Даже в единоборствах хороший удар рукой возможен только при участии бёдер. Если изолировать бёдра, не получится сильный удар.

Не забывайте о том, что нужно научиться : поднимать тяжести, зашагивать на возвышенности и переносить тяжёлые предметы в вытянутых руках так, чтобы ничего себе не повредить.

Обращая внимание на своё тело и помня о механике движения, вы можете самостоятельно искать, как сделать что-то проще и легче, как подключить к движению крупные группы мышц и снять нагрузку с более мелких.

Вот пример из жизни. Я гуляю с зимней коляской с полозьями, у которой не регулируется ручка. Поскольку я довольно низкого роста, эта ручка расположена слишком высоко, поэтому руки постоянно устают. Я начала искать более выгодное положение, чтобы снять нагрузку с рук, и обнаружила, что если опустить плечи и немного подать их вперёд, а также вытянуть руки вперёд, нагрузка с них снимается.

Слева - положение, в котором руки не устают

Я толкаю коляску силой корпуса, то есть использую те же крупные мышцы, за счёт которых иду, а руки просто передают усилие, не напрягаясь при этом.

Это касается любых движений, при которых устают мышцы. Допустим, вы несёте коробку, у вас устают руки. Попробуйте прижать её к себе. Так вы снимите нагрузку с рук и перенесете её на крупные мышцы, которые к этому готовы.

Исследуйте движение. Если вам неудобно и тяжело, не оставляйте попыток сделать что-то легче. Вы сможете избежать травм и приучить себя двигаться правильно.

Следите за дыханием

Говоря о движении, нельзя не упомянуть о дыхании. Оно напрямую влияет на то, как вы двигаетесь, насколько вы пластичны и как хорошо можете выполнять то или иное действие.

В ней понятно и просто объясняется связь между движением, эмоциями, чувствами и разумом, а также приводятся упражнения, которые научат вас дружить со своим телом и выполнять привычные движения легче и проще.

Движение - это жизнь. Жизнь - это процесс. Усовершенствуйте качество процесса, тогда вы усовершенствуете саму жизнь.

Моше Фельденкрайз