Организация спортивной работы в школе. Организация спортивной подготовки. Работа между заседаниями

Спортивно- массовая работа в школе.

При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой. Главной целью - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.

Понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессово устойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников.

Под спортивно массовой работой понимается привлечение школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно массовых мероприятиях различного уровня.

Главное в том, что физкультурною- оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы.

Задачи организации физкультурно-оздоровительной

  • всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом, психическом развитии детей и подростков;
  • пропаганда и утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов школы;
  • организация содержательного, познавательно-развлекательного досуга детей и подростков;
  • создание условий для социализации личности подростка на ранней стадии его становления;
  • осуществление мониторинга здоровья детей и подростков и оценка эффективности проводимых мероприятий.

Виды организации физкультурно-оздоровительной

и спортивно-массовой работы в школе:
-мониторинг состояния физического развития современного поколения детей, которое вызывает тревогу и требует активных действий всех структур законодательной и исполнительной власти;

Пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую, воспитательно-образовательную деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;

Участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы «Здоровье», развития школы;

Расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность;

Воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;

Формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта;


-формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;

Создание школьного пресс-центра и выпуск газеты «Здоровому – все здорово» для пропаганды спортивного досуга.

Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и внеурочного дня, для организации внеклассной и спортивно-массовой работы по праву принадлежит школьному совету физической культуры. Который на протяжении многих лет работает в нашей школе. Совет физической культуры (КФК) создается приказом по школе. Членами (СФШ) являются учащиеся 1 – 11 классов. По своей структуре коллектив возглавляется советом в составе 7 – 10 человек, работой, которой руководит председатель. В состав совета избираются наиболее активные учащиеся школы, проявляющиеся себя умелыми организаторами.

При совете (ФК) создаются комиссии: по массовой физической культуре, по проведению спортивных мероприятий, по подготовке физкультурного актива, по пропаганде и агитации, хозяйственная, по награждению. Так комиссия по физкультурно-массовой работе помогает руководству школы, классным руководителям и учителям физической культуры в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Комиссия по спортивным мероприятиям - организует совместно с учителями физического воспитания внутри школьные соревнования, помогает организовать работу спортивных секций, участвует в комплектовании сборных команд для участия в городских, республиканских соревнованиях, оформляет рекорды школы, ведет учет учащихся, выполнивших нормативы спортивной классификации.

Комиссия по подготовке физкультурного актива - помогает учителю физической культуры готовить общественных судей по видам спорта, инструкторов, физоргов для организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе.

Большую работу проводит комиссия по пропаганде . Она организует свою работу через стенную печать, видео ряд с фоторгафиями, спортивные праздники, показательные выступления спортсменов, создает уголок спортивной славы школы, помещает фото лучших спортсменов, организует смотры – конкурсы на лучший спортивный класс.

Хозяйственная комиссия - содействует и активно помогает руководству школы в благоустройстве учебно-спортивной базы, обеспечивает сохранность спортивного инвентаря и оборудования.

Комиссия по награждению - поощряет не только лучших спортсменов, но и спортивный актив школы. По результатам спортивного года лучшим спортсменам вручает значки и удостоверения.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.

Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад . Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Внутри школьные соревнования (Спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том– что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными.

Вывод: Затронутые вопросы организации внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе свидетельствуют о многогранности форм и методов этой работы.

Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физического воспитания.

Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы, однако эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.


  • 14.Физическое воспитание учащейся молодёжи с ослабленным здоровьем. Характеристика одной программ по физическому воспитанию учащихся отнесённых к смг.
  • 2.Подготовительная:
  • 3.Специальная медицинская
  • 15. Физическое воспитание в вузах. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 16.Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 17. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.
  • 18. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста.
  • 20.Сущность и содержание «Международной хартии физического воспитания и спорта» и «Спортивные хартии Европы».
  • Раздел 1. Цель хартии: - позволить каждому индивиду заниматься спортом;
  • 22.Нормирование труда тренеров только этим не ограничивается и имеет другие аспекты.
  • 23-24.Профессионально-педагогическая деятельность учителя фк и тренера по спорту. Пути повышения профессионального мастерства.
  • 26. Организация и содержание комплексного контроля. Самоконтроль в избранном виде спорта.
  • 27. Организация и проведение соревнований по избранному виду спорта. Судейская коллегия данных соревнований. Положение о соревнованиях.
  • 29. Формы, задачи и организация физического воспитания людей пожилого и старческого возраста.
  • 30. Физическое образование. Процесс формирования двигательных умений и навыков.
  • II. Методы сопряженного воздействия.
  • III. Методы развития физических качеств:
  • 46. Контроль в системе управления тренировочным процессом.
  • 47. Отбор и ориентация в спорте.
  • 48. Спортивная форма и закономерности ее развития, периодизация спортивной тренировки.
  • 49. Гетерохронность в развитии двигательных способностей.
  • 50.Силовые способности и методика их воспитания.
  • 51.Выносливость и методика ее воспитания.
  • 52. Гибкость и методика ее воспитания.
  • 53. Скоростные способности и методика их воспитания.
  • 54.Координационные способности (ловкость) и методика их воспитания.
  • 55. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
  • 56.Закономерности (принципы) спорт тренировки.
  • 58.Организация и содержание работы дюсш.
  • 59. Структура и содержание урока физической культуры.
  • 60. Хронометрирование и анализ урока по физической культуре в общеобразовательной школе.
  • 61. Система крови: состав и функции плазмы крови. Строение и ф-и форменных элементов крови. Система крови при мышечной деятельности.
  • 62. Сосудистая система: строение и функции кровеносных сосудов. Гемодинамика. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной деятельности.
  • 63. Сердце: строение сердца. Показатели работы сердца. Адаптация сердца к большим мышечным нагрузкам.
  • 64. Эндокринная система: органы с эндокринной функцией. Природа гормонов и механизм их действия. Гормоны и физическая работоспособность.
  • 65. Среднегорье: физические факторы среднегорье. Адаптация к гипоксии на генетическом и фенотипическом уровне. Тренировка в среднегорье.
  • 66. Строение и функции коры головного мозга. Рефлекторный принцип как основа высшей нервной деятельности. Свойства темперамента человека и спортивная деятельность.
  • 67.Сенсорные системы: строение и функции анализаторов. Управление движениями.
  • 68. Автономная (вегетативная) нс: симпатический, парасимпатический и энтеральный отделы. Рефлекторная регуляция вегетативных функций.
  • 69. Структурные элементы человеческого организма. Рост и развитие. Акселерация и ретардация. Возраст и спортивные результаты.
  • 70. Дыхание. Строение и функции органов дыхания. Регуляция дыхания. Дыхание в необычных условиях (мышечная работа, высотная гипоксия).
  • 71. Обмен веществ: основной обмен. Суточный расход энергии, и методы исследования. Расход энергии при спортивной деятельности.
  • 72.Терморегуляция: температурный гомеостаз. Терморегуляция в условиях повышенной и пониженной температуры. Температура тела при мышечной нагрузки.
  • 73. Физиологические основы здоровья: гипердинамия и гиподинамия. Возраст и начало занятий спортом. Физиологическое обоснование оздоровительной тренировки.
  • 74. Биологические ритмы: классификация биоритмов. Биоритмы и построение тренировочного процесса.
  • 76. Питание и мышечная деятельность: основные принципы питания. Питание при занятиях различными видами спорта. Питание в условиях соревнований.
  • 77.Фармакология в спорте: допинги последнего поколения. Фармакологические препараты и их возможное использование в коррекции спортивной деятельности.
  • 78. Классификация фу: позы и мышечная деятельность. Классификация фу на основе критерия «способ выполнения упражнений» с учетом фактора энергообеспечения.
  • 79. Телосложение и спорт: тотальные размеры и пропорции тела. Морфофункциональный профиль спортсмена высокого класса.
  • 80. Мышечная ткань: строение мышцы, как органа. Энергетика мышечного сокращения. Пано, как показатель развития энергетики мышц в онтогенезе.
  • 1. Строение мышцы
  • 2. Виды мышц
  • 3. Строение скелетной мышцы
  • 4. Анаэробное энергообразование
  • 81. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: понятие адаптации. Этапность адаптивных процессов. Цена адаптации к большим мышечным нагрузкам.
  • 82. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: спортивная тренировка как процесс направленной адаптации. Биологические принципы спортивной тренировки.
  • 85. Физиология стареющего организма.
  • 86. Гормональный профиль мужского и женского организма. Половые особенности при мышечной деятельности.
  • 87. Восстановительные процессы при спортивной деятельности: неравномерность, гетерохронность и фазность, как закономерности восстановительных процессов. Медико-биологические ср-ва восстановления.
  • Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе. Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующие органы заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, его устав, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

    Права на образовательную деятельность возникают по мере получения лицензии.

    Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления ФКиС. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих спортивное звание «Мастер спорта» или занявших 1-6 место на первенствах, чемпионатах России, Европы, Мира, Олимпийских играх.

    Финансирование и материальные средства спортивной школы являются ее собственностью.

    Основные задачи: спортивная школа призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию ЗОЖ, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня высоких результатов.

    На этапе начальной подготовки ставятся задачи: развитие массового спорта, привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

    На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической подготовленности, повышение спортивного результата, профилактика вредных привычек и правонарушений.

    На этапах спортивного совершенствования и ВСМ ставятся задачи: привлечение к спорту высших достижений оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких результатов, позволяющих войти в состав команд России.

    Этапы многолетней подготовки:

    Спортивно-оздоровительный – ДЮКФП (ДЮСШ) охватывает 10-12% детей 6-16 лет

    Начальной подготовки – ДЮСШ (ДЮСФП, СДЮШОР)

    Учебно-тренировочный – ДЮСШ, СДЮШОР (ДЮКФП)

    Спортивного совершенствования – СДЮШОР, ШВСМ (ДЮСШ) 0,2% 16-25 лет

    Высшего спортивного мастерства - СДЮШОР, ШВСМ

    Критерии оценки деятельности:

    Спортивно-оздоровительный: стабильность состава занимающихся, посещаемость тренировочных занятий. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся.

    Начальной подготовки: стабильность состава занимающихся. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся. Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.

    Учебно-тренировочный: состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Освоение объемов тренировочных нагрузок, освоение теоретического раздела программы.

    Спортивного совершенствования: уровень физического развития и функционального состояния занимающихся. Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Динамика спортивно-технических показателей. Результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

    Высшего спортивного мастерства: стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях. Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.

    Организация учебно-тренировочного процесса: спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

    Условия зачисления в спортивную школу:

    На начальный этап подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

    На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по ОФП и специальной подготовке.

  • В одной из статей мы уже упоминались Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в РФ (далее — Рекомендации), доведенные Письмом Минспорта России от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554. В продолжение разговора расскажем об обеспечении деятельности учреждения, занимающегося спортивной подготовкой. Что нужно для того, чтобы спортсмены были первыми на пьедесталах?

    При работе с документом всегда важно определить его место в нормативно-правовой базе, так как от этого нередко зависит его применение (обязательное или рекомендательное), а также использование иных разъясняющих актов.

    Если обратиться к Закону о физической культуре и спорте в РФ <1>, то в нем практически не упоминается словосочетание «спортивная подготовка». Сказано лишь о том, что представляет собой программа спортивной подготовки. Это поэтапный план подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющий основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанный и реализуемый организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов такой подготовки. Сегодня почти по всем видам спорта утверждены данные стандарты. В них есть практически все, что касается спортивной подготовки, при этом мало внимания уделено организации этого мероприятия. Отчасти это общий для всех видов спорта вопрос, поэтому, чтобы не загромождать стандарты спортивной подготовки, отраслевое ведомство рационально решило вынести это в отдельный документ — рассматриваемые в статье Рекомендации.

    Возникает вопрос: обязательны или не обязательны они к применению спортивными учреждениями? С одной стороны, статус письма говорит о том, что Рекомендации не являются обязательным актом, тем более что они приняты не в целях реализации какой-либо конкретной нормы Закона о физической культуре и спорте в РФ, а в целях обеспечения единства основных требований к организации спортивной подготовки. То есть это не подзаконный акт прямого действия. С другой — за неимением ничего лучшего «необязательность» Рекомендаций приобретает характер добровольно-принудительного документа (как, например, это происходит с письмами финансового регулятора — Банка России, разъяснения которого кредитные организации принимают практически к обязательному исполнению). Сказанное подтверждает и то, что Рекомендации предназначены для широкого круга пользователей: начиная от органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и заканчивая руководителями и специалистами организаций, осуществляющих спортивную подготовку. В частности, Рекомендации предлагаются как основа при разработке нормативных правовых актов публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Таким образом, есть все основания как минимум изучить данный документ, а применять его или нет — решать тому, кто отвечает за спортивную подготовку в учреждении физической культуры и спорта, а также в иных спортивных организациях.

    Выделяем нужное

    Минспортовские Рекомендации достаточно объемный документ, и изучать его у бухгалтера спортивного учреждения нет ни сил, ни времени. Поэтому из него следует выделить то, что может представлять определенный интерес для финансового работника. Ниже на схеме представим основные разделы Рекомендаций, описанные в содержании.

    Из обозначенных разделов к бухгалтеру в первую очередь имеет отношение раздел, посвященный формированию системы оплаты труда работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Еще один «бухгалтерский» раздел — обеспечение деятельности тех, кто проводит такую подготовку. Это не только материально-техническое обеспечение, но и иные его виды, которые также требуют отвлечения ресурсов, в том числе и финансовых, за которые отвечает бухгалтер. Все остальные разделы больше связаны именно с организационными и техническими вопросами, поэтому их рассматривать не будем.

    Каковы виды обеспечения спортивной подготовки?

    Учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок.

    Кадры решают все

    Для многих учреждений и организаций актуален данный девиз работодателя. Кадровое обеспечение начинается с составления и проработки штатного расписания. Внесение в него дополнений, а также согласование приема на работу конкретных работников (в том числе заместителей директора, главного бухгалтера) учредителем учреждения законодательством не предусмотрено. Эти вопросы входят в компетенцию руководителя (директора) учреждения, осуществляющего спортивную подготовку. В то же время предельную штатную численность тренерского состава рекомендуется определять на основании сводного плана комплектования организации, осуществляющей спортивную подготовку, утверждаемого учредителем и сформированного на основе планов комплектования по каждому виду спорта отдельно. А в целях стандартизации подходов к определению штатной численности и формирования единых подходов к организационной структуре учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, чиновники в Рекомендациях предложили специальную пошаговую методику.

    Важную роль при работе с кадрами играют повышение квалификации и профессиональная подготовка (переподготовка) работников. Такие мероприятия учреждением физической культуры и спорта планируются самостоятельно. При этом повышение квалификации педагогических работников следует проводить не реже одного раза в три года, иных специалистов — не реже чем один раз в четыре года, а для руководителей (их заместителей) спортивных учреждений — не реже чем один раз в пять лет. Лучше разработать локальный акт (положение о повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке персонала), в котором предусмотреть количество работников, направляемых на обучение за счет средств бюджета, категории работников, которые могут обучаться по собственной инициативе и за свой счет.

    Стоит сказать несколько слов о таком мероприятии, как аттестация. Она проводится с целью установления соответствия работника занимаемой должности, а также присвоения квалификационных категорий. Минспорт рекомендует устанавливать традиционно сложившиеся в системе спортивной подготовки следующие квалификационные категории тренеров и инструкторов-методистов, не являющихся педагогическими работниками: вторая, первая, высшая. Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования. Минспорт даже представил Рекомендуемый образец для разработки положения об аттестации работников (см. Приложение 2 к Рекомендациям).

    Аттестация работников призвана способствовать повышению уровня профессионального мастерства и компетенции, квалификации, улучшению качества и эффективности работы руководителей, тренерского состава и других работников, оптимальной расстановке кадров. При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Это тоже следует учесть при проведении аттестации сотрудников спортивного учреждения.

    Финансы решают не меньше

    Финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, и включает расходы на реализацию программ спортивной подготовки. При этом чиновники допускают, что спортивные учреждения, как некоммерческие организации, могут заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, в том числе оказывать платные услуги (сверх установленного учредителем задания).

    Денежные средства, получаемые в результате коммерческой деятельности, могут поступать в спортивное учреждение в результате:

    — оказания платных услуг;

    — добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц;

    — целевого финансирования в виде грантов.

    При этом осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация, осуществляющая спортивную подготовку, создана. Проще говоря, дополнительные поступления учреждение вправе расходовать на проведение спортивных мероприятий, то есть, как и субсидии, на выполнение задания учредителя, а именно:

    — на функционирование и развитие организации;

    — на осуществление тренировочного процесса, включая командирование лиц на спортивные соревнования, тренировочные сборы;

    — на приобретение спортивного оборудования, инвентаря и спортивной экипировки;

    — на приобретение предметов хозяйственного пользования;

    — на материальное стимулирование лиц, осуществляющих спортивную подготовку (различные виды надбавок и доплат лицам, осуществляющим тренировочный процесс).

    Исключение составляют целевые средства, полученные в виде грантов, которые спортивные учреждения используют согласно определяемым грантодателем условиям.

    Когда средства на организацию спортивной подготовки поступают из двух источников, возникает вопрос, в каком процентном отношении следует распределить финансирование. Можно, конечно, сделать это по факту, однако выручку от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности заранее определить сложно. Поэтому чиновники Минспорта предлагают для каждого этапа спортивной подготовки рекомендуемое соотношение обеспечения за счет государственного (муниципального) задания и иных средств, получаемых спортивным учреждением (таблица 1 разд. 2.3 Рекомендаций). Интересно, что этапы высшего спортивного мастерства финансируются в основном за счет бюджетных источников, в то время как на этапы начальной спортивной подготовки следует изыскивать деньги из внебюджетных источников. Такое распределение средств можно объяснить тем, что для спорта высших достижений следует предусматривать гарантированное бюджетное финансирование, в то время как иные источники рассматриваются как дополнительное финансирование.

    Без науки тоже не обойтись

    Научно-методическое сопровождение спортивной подготовки является важной составной частью деятельности учреждений физической культуры и спорта. Здесь одними программами спортивной подготовки не обойтись. Чиновники Минспорта призывают региональные власти к созданию центров подготовки спортивного резерва или центров физической культуры и спорта. Помимо основной (спортивной) деятельности они могут заниматься внедрением новых технологий в тренировочный процесс, совершенствованием методической деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также апробацией пилотных и экспериментальных программ спортивной подготовки.

    В целях организации обследования спортсменов и наблюдений за тренировочным процессом, а также отбора спортивно одаренных детей, юношей и девушек могут создаваться иные, консультационно-аналитические, центры. Они будут обследовать дарования путем тестирования. Вступительное тестирование будет подразумевать анализ исходных показателей, природных данных будущего спортсмена. Следующее, оценочное, тестирование затрагивает уже процесс тренировочной деятельности (в предсоревновательный и восстановительный периоды подготовки). Остается основное тестирование, которое проводится непосредственно в соревновательном периоде (на данном этапе путем моделирования ситуации на контрольных стартах, прогонах, спаррингах, то есть при работе спортсменов в зоне соревновательной интенсивности).

    Остается добавить, что анализ результатов тестирования и работы названных центров (физической культуры и спорта и консультационно-аналитического) поможет тренерскому составу в оценке эффективности тренировочного процесса, в своевременном внесении корректив в программы спортивной подготовки и в совокупности с показателями соревновательной деятельности в оценке перспективности спортсменов.

    А как же материально-техническое обеспечение?

    Общие условия к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, устанавливаются федеральными стандартами спортивной подготовки по каждому виду спорта. В то же время по отраслевому Закону спортивному учреждению следует позаботиться об оборудовании, спортивном инвентаре, экипировке (формы и обуви) для прохождения спортивной подготовки. Также в качестве материально-технического обеспечения нужны административные и подсобные помещения, медицинский пункт и методические кабинеты, спортивные объекты в объеме, необходимом для качественного проведения тренировочного процесса.

    На заметку. Нормативы материально-технического обеспечения спортивного учреждения есть в федеральных стандартах спортивной подготовки и в отраслевых актах <2>.

    При отсутствии собственных спортивных сооружений у организации, осуществляющей спортивную подготовку, ее учредителю рекомендуется предусмотреть соответствующее финансирование расходов на аренду (использование) необходимых спортивных сооружений. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения спортивной подготовки учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, могут иметь специализированный автотранспорт. Нормативы расходов на содержание и эксплуатацию автотранспорта рекомендуется отразить в приказе об учетной политике учреждения с учетом специфики его деятельности.

    В здоровом теле — здоровый дух

    Медицинское обеспечение спортивной подготовки осуществляется штатными медицинскими работниками и (или) работниками врачебно-физкультурных диспансеров (отделений). Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н. В организациях, осуществляющих спортивную подготовку, могут оборудоваться медицинские пункты, кабинеты спортивной медицины, лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа, процедурные.

    Обязательным условием допуска любого лица к спортивной подготовке является прохождение медицинского осмотра (п. 1 ст. 34.5 Закона о физической культуре и спорте в РФ). Но этого мало, спортивному учреждению не обойтись без проведения углубленного медицинского обследования спортсменов не менее двух раз в год. А перед участием в спортивных соревнованиях, после болезни или травмы понадобятся дополнительные медицинские осмотры. Важны и врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью определения индивидуальной реакции спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки.

    Еще один важный элемент обеспечения сохранения здоровья спортсменов — контроль за их питанием и использованием ими восстановительных средств, за выполнением рекомендаций медицинских работников. Не секрет, что от правильного питания (возмещения энергозатрат) во многом зависят результаты спортсменов. При заключении договоров (контрактов) на поставку продуктов питания в столовые заказчикам целесообразно установить в договорах целевое назначение поставляемой продукции — для организации спортивного питания и упомянуть о недопустимости использования при изготовлении продукции сырья, запрещенного для использования в спортивном питании.

    Питанием спортсмены обеспечиваются за счет средств, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке. Для организации питания (возмещение энергозатрат) рекомендуется рассчитывать среднюю суточную стоимость питания одного спортсмена по Рекомендуемой методике (Приложение 6 к Рекомендациям). В целях обеспечения правильности составления рационов питания, осуществления контроля за приготовлением блюд спортивному учреждению нужно предусмотреть в штатном расписании должность врача-диетолога (медицинской сестры диетической).

    Запрещается допускать зависимость рациона питания спортсменов от результатов их выступлений на соревнованиях и (или) других субъективных показателей. При этом для спортсменов, проходящих специализированную спортивную подготовку, следует устанавливать рацион питания в зависимости от расчетных энергозатрат и циклов тренировочной нагрузки с учетом медицинских показаний. Для спортсменов с большими физическими габаритами в период интенсивной спортивной подготовки по медицинским показаниям рацион питания следует увеличивать в пределах полуторной нормы.

    Подведем итог. Организация спортивной подготовки — сложный и многогранный процесс, в котором участвуют все работники учреждения физической культуры и спорта. Финансовому сотруднику нужно обратить внимание на то, что связано с финансированием и расходованием денежных средств, в частности на обеспечение организации спортивной подготовки. Поэтому задача бухгалтера — предусмотреть средства на все виды обеспечения, спланировав расходование денег из бюджета и внебюджетных источников.

    Углов Иван Владимирович
    Должность: учитель физической культуры
    Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
    Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
    Наименование материала: статья
    Тема: "Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе"
    Дата публикации: 12.01.2018
    Раздел: среднее образование

    Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

    физкультурно-спортивной

    деятельности

    предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и

    описывает

    деятельность

    следующих

    направлениях:

    школьник,

    (воспитатель,

    учитель),

    специалисты

    валеолог,

    физическому

    воспитанию,

    медицинский

    работник,

    психолог),

    родители,

    Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе (рис.1).

    Опишем данную модель.

    Целями

    Сохранение

    укрепление

    здоровья

    обучающихся,

    воспитание

    потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Дополнительное

    образование

    обучающихся

    физической

    культуры и спорта.

    Пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся.

    Воспитание

    потребности

    самостоятельно

    заниматься

    физкультурой,

    использовать

    различные

    спортивные

    организации

    своего отдыха.

    Формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору

    здорового образа жизни.

    Внедрение

    физкультурно-спортивной

    деятельности

    должны быть направлены на решение задач:

    создание

    содействующих

    сохранению

    укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами

    физической культуры и спорта;

    обеспечение

    взаимодействия

    учебного

    внеучебного

    процессов

    физического

    воспитания

    освоения

    ценностей

    физической

    культуры,

    удовлетворения

    потребностей

    обучающихся

    занятиях

    физическими

    упражнениями, спортом;

    Цель : сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом; пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкул ьтурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха; дополнительное образование обучающихся в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

    Рис.1 Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

    формирование

    физической

    культуры

    личности

    обучающегося

    учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

    4) дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и

    5) проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения

    обучающихся средствами физической культуры и спорта;

    постоянное

    улучшение

    организации

    спортивно-

    массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным

    оборудованием и инвентарем.

    Реализация модели должна быть подчинена определенным функциям.

    Функциями физкультурно-спортивной деятельности в школе являются:

    Воспитательная – воспитание бережного отношения к здоровью;

    Обучающая – обучение нормам здорового образа жизни;

    Развивающая – развитие задатков и склонностей к различным видам

    спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков.

    практико-ориентированной

    деятельности

    педагогического

    коллектива

    позволил

    определить

    основные принципы отбора содержания

    образования

    функционировании

    физкультурно-спортивной

    деятельности в школе:

    системности

    рассматривать

    самостоятельное

    элементы

    которого

    находятся

    взаимозависимости,

    здоровьесберегающего

    образовательного пространства.

    партнерства

    обеспечивает

    становление

    детско-взрослой

    общности в образовательном процессе, способствующей решению целей и

    задач образовательного учреждения.

    дополнительности

    позволяет

    образовательном

    учреждении

    образования,

    обеспечивающее

    обучение

    дошкольников

    школьников

    здорового

    формированию культуры здоровья.

    создания

    обучении,

    развитии,

    воспитании

    стимулирует взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми, что

    обеспечивает единство школы и семьи.

    принципы

    основание

    представить

    целостную

    здоровье,

    культуре

    здоровья,

    осуществления

    здоровьесберегающей деятельности, ценностного отношения к здоровью и

    средствам деятельности человека по его укреплению, что должно стать базой

    для реализации модели физкультурно-спортивной деятельности в школе.

    Организация физкультурно-спортивной работы включает в себя шесть

    основных направлений. Рассмотрим каждое из них.

    Современный

    урок

    физической

    культуры .

    Качественное

    проведение уроков физкультуры в школе должно реализовывать решение

    следующих задач:

    1. Укрепление здоровья, улучшение осанки;

    2. Содействие гармоническому физическому развитию;

    3. Овладение школой движений;

    Развитие

    координационных

    (точности

    воспроизведения

    дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров

    движений, равновесия, ритма, быстроты, точности реагирования на сигналы,

    согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных

    способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);

    5. Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и

    инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

    Приобщение

    самостоятельным

    занятиям

    физиче ским

    упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на

    формирования

    интересов

    определенным

    двигательной

    активности

    выполнения

    предрасположенности

    7. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения

    товарищам,

    честности,

    отзывчивости,

    смелости

    выполнения

    физических упражнений;

    Содействие

    развитию

    психических

    процессов

    (представления,

    памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

    2) Массовая физкультурно-спортивная работа.

    важнейших

    совершенствования

    у ч е б н о -

    воспитательного

    процесса

    является

    организация

    двигательного

    школьников,

    обеспечивает

    активный

    удовлетворяет

    естественную потребность в движениях. Спортивные соревнования должны

    способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно

    подростков

    взрослых.

    Увеличить

    занимающихся

    физкультурой

    возможно

    расширение

    спортивных

    проводимых

    соревнований,

    привлечение

    соревнованиям

    разного возраста, а также родителей, и активное участие в соревнованиях

    болельщиков. Подвижные игры - необходимая, жизненно-важная разрядка,

    удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении,

    жажду деятельности, соревнования.

    Спортивные игры - важное средство развития ловкости, быстроты,

    силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения

    ориентироваться

    ситуации.

    деятельность

    участников

    соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и

    смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача

    опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить

    свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.

    3) Пропаганда здорового образа жизни.

    Основная

    сведения

    здоровье

    драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил,

    времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен

    знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и

    укрепления здоровья.

    4) Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового

    поколения.

    Вспомним

    известного

    педагога

    В.Сухомлинского:

    «Наиболее

    полноценное

    воспитание,

    известно,

    школьно-семейное».

    необходимо

    вовлечение

    родителей

    обеспечению

    здоровья обучающихся. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех

    этапах ученической жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в

    первые годы пребывания ребенка в учреждении. Между школой и семьей

    необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в

    взаимодействии

    воспитывать

    детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной,

    творческой и здоровой их жизни.

    Организация

    дополнительного

    образования

    р а м к а х

    физкультурно-спортивной деятельности в школе, в том числе:

    1. Организация работы школьных спортивных секций:

    По баскетболу для девочек 5-9 классов;

    По футболу для мальчиков 5-9 классов;

    По теннису для мальчиков 7-9 классов;

    По волейболу для мальчиков 8-9 классов.

    2. Организация работы спортивных секций:

    По волейболу для девочек 8-9 классов;

    По туризму для обучающихся 4-5 классов;

    По художественной гимнастике для обучающихся 1-2 классов.

    Просветительно-воспитательная

    работа

    у ч а щ и м и с я,

    направленная на формирование ЗОЖ: проведение лекций, классных часов,

    консультаций

    проблемам

    сохранения

    здоровья,

    профилактики

    вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация,

    консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы

    работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

    Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие

    1. Модель физкультурно-спортивной деятельности школы, позволяет

    системно

    управлять

    контролировать

    физкультурно-спортивную

    деятельность.

    Здоровьесберегающие

    технологии

    являются

    прогрессивным

    инструментом

    совершенствования

    учебно-воспитательного

    процесса,

    содействующего

    повышению

    эффективности

    физкультурно-спортивной

    деятельности школы.

    3. Наиболее важно для реализации модели необходимо соблюдение

    четырёх позиций жизни участников образовательного процесса:

    поощрительные взаимоотношения;

    высокая степень участия преподавательского состава;

    ясность и прозрачность;

    стимулирование.

    Совершенствование

    механизма

    созданию

    психолого-

    педагогических

    социальных

    обеспечивающих

    повышение

    количества

    участников

    образовательного

    процесса

    сохранению

    укреплению здоровья.

    Краткая характеристика:

    • - физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
    • - психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
    • - дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

    Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

    Основные задачи спортивных секций

    Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.

    Основные задачи секций:

    • - приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
    • - содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
    • - готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
    • - содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

    Распределение секций по возрастной группе

    В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста (6-7, 8-9, 10-11, 12-13, 14-15, 16-17 лет), пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям:

    с 6-летнего возраста -- к занятиям по спортивной гимнастике (девочки), художественной гимнастике, фигурному катанию;

    с 7-летнего возраста -- к занятиям по фристайлу, шахматам и шашкам, теннису настольному и большому, синхронному плаванию, прыжкам на батуде, в воду, плаванию, спортивной гимнастике (мальчики), акробатике, воднолыжному спорту;

    с 8-летнего возраста -- к занятиям по бадминтону, баскетболу, футболу, горнолыжному спорту, спортивному ориентированию;

    с 9-летнего возраста -- к занятиям по водному поло, волейболу, конькобежному спорту, легкой атлетике, лыжному спорту (биатлону), лыжным гонкам, лыжному двоеборью, прыжкам с трамплина, парусному спорту, регби, ручному мячу, хоккею на траве, с мячом, с шайбой;

    с 10-летнего возраста -- к занятиям по скалолазанию, фехтованию, тяжелой атлетике, санному спорту, современному пятиборью, стрельбе пулевой, гребле на байдарке и каноэ, гребле академической, велоспорту, борьбе вольной, классической, дзюдо, самбо, боксу;

    с 11 лет -- к занятиям по конному спорту, стрельбе из лука, стрельбе стендовой;

    с 17 лет -- к занятиям бобслеем.

    Для учащихся 8-9 и 10-11 лет занятия проводятся два раза в неделю по 45 мин, для остальных возрастных групп -- три раза в неделю по 90 мин. Проводят занятия в спортивных секциях учителя физической культуры, военные руководители (по военно-прикладным видам спорта), учителя других предметов, имеющие соответствующую подготовку по определенному виду спорта и компетентные в вопросах методики организации и проведения спортивных занятий с детьми. Такие секции существуют практически во всех общеобразовательных школах.

    Занятия в кружке или секции -- это:

    • - смена вида деятельности . Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок -- творческой. В кружках прикладного творчества -- двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок -- все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
    • - смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, -- разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка "избалуют" подобной снисходительностью;
    • - смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
    • - смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь -- занимайся за столом, хочешь -- удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится. Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

    способ организации досуга ребенка . Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

    Занятия в кружке, секции -- это общение . Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений. Кроме того, для всех детей группа в кружке -- модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

    формированию ответственности, самостоятельности . Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

    • - запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
    • - запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
    • - запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.); организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться. Для ребенка семи-девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни "взрослой" силы воли, ни "взрослой" памяти, ни "взрослой" предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

    Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов:

    • - первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
    • - второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически -- в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

    Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

    Методы спортивной тренировки

    В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

    В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

    • 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
    • 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

    К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

    К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся:

    • 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
    • 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;
    • 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;
    • 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

    К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

    Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений и целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

    При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

    При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облетающие освоение двигательных действий.

    Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы методов -- непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

    При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном -- варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

    Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10000 м, как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

    Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

    В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий -- свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий -- с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий -- на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 к 23 мин.

    Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10 х400; 10 х 1000 м -- в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с максимальной скоростью, отдых -- 3-5 мин, 30 м -- с ходу с максимальной скоростью, медленный бег -- 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание инстанции 200 м с результатами -- 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

    В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

    Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

    В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной, тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

    Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

    Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

    Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

    Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

    При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

    Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

    В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

    • - соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге ш короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);
    • - соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;
    • - проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) относительно небольшими паузами отдыха против нескольк соперников;
    • - соревнования в играх и единоборствах с «неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

    Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

    • - планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах;
    • - уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах;
    • - упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах;
    • - использованием облегченных снарядов в легкоатлетических метаниях;
    • - уменьшением высоты сетки в волейболе, высоты кольца в баскетболе;
    • - применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество -- он стартует несколько впереди (или раньше) других участников, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.п.

    Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

    Дозирование физических нагрузок

    Дозировать нагрузки - значит делить их на пропорции, определяя размеры однократного многократного использования. Показателями величины нагрузки при выполнении отдельных упражнений служат длительность и интенсивность работы.

    Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются частота сердцебиения у учащихся, их объективные ощущения трудностей в работе и внешние проявления реакций на нагрузку.

    Относительно выбора нагрузок необходимо отметить следующее:

    • 1. Тренирующее воздействие нагрузки должно быть пропорционально ее интенсивности и длительности.
    • 2. Чтобы повышать физическую работоспособность школьников, надо увеличивать нагрузку от занятия к занятию. Если этого не делать, работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно снижаться.
    • 3. При занятиях с детьми рекомендуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности, а затем за счет интенсивности.
    • 4. В серии занятий можно повышать нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно.
    • 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна соответствовать способностям детей к адаптации. Слабые нагрузки малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать оптимальный уровень, постепенно наблюдая за реакцией школьников.