Индийские йоги — кто они? Йоги. Индийские йоги - кто они Йоги кто они фильм

Сорок лет назад на экранах появился документальный фильм «Индийские йоги – кто они». Создатели этого фильма собирались познакомить советских людей с необычным явлением индийской культуры и вызвать размышления учёных на тему «возможности человека». Фильм произвёл фурор. Люди, от мала до велика, начали пытаться встать на голову или сделать другие трюки. Но нельзя забывать, что в йоге упражнения для тела не самое главное.

Особенный интерес у людей вызвали следующие кадры из фильма «Индийские йоги – кто они»: йога, лежащий под колёсами грузового автомобиля; йога, отдыхающий на гвоздях; йоги, жующие стаканы; индийские йоги, пьющие соляную кислоту; йоги, лежащие на разбитом стекле и другие кадры.

У йогов имеются свои ступени в познании древнейшего учения:

Первая и вторая ступень индийских йог – это нравственность.

Индийская йога – это не просто оздоровительная гимнастика, но ещё и этика, философия тела и ума. На первых двух ступеньках этой философии рассматривается нравственность. Так как индийские йоги считают, что прежде чем начать заниматься гимнастикой, необходимо стать доброжелательным, правдивым, честным, то есть быть глубоко нравственным человеком.

Индийские йоги говорят, что человек, совершающий подлые и нехорошие поступки обычно заболевает болезнями ЖКТ. А человек ноющий, капризный и вечно чем-то недовольный обычно имеет проблемы с печенью. Так как нравственность находиться в тесной связи со здоровьем человека.

Индийские йоги из цирка нарушают две первые ступени. Ведь настоящие индийские йоги используют свои упражнения только для поддержания своего физического тела, а не для демонстраций их окружающим.

Третья ступень индийских йог – это хатха-йога.

Индийские йоги считают, что дыхание должно быть глубоким, замедленным и ритмичным. Так как такое дыхание помогает достичь полной вентиляции лёгких, а так же способствует регуляции кровообращение, а это, в свою очередь, увеличивает сопротивляемость организма, оказывает благоприятное воздействие на эндокринную систему и на ряд важных внутренних органов . Дышать индийские йоги советуют только носом.

В детстве все дышат правильно, но с возрастом люди теряют это умение. Так как малоподвижный образ жизни стал причиной приобретения поверхностного дыхания, и в наиболее важных участках лёгких застаивается воздух. Дыхательная гимнастика и водные процедуры – это необходимый минимум для хорошего здоровья.

Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени индийских йог – это упражнения для ума и психики человека.

Используя почти четырёх тысячелетний опыт индийского народа, йоги, как сказал Джигарханян Неру, проповедывают методы дисциплины разума и тела. Индийские йоги – поклонники древнейшего учения о здоровье тела и духа. Однако эти люди вполне современные.

В Индии даже существует специальная спортивная школа-интернат для юных индийских йог. При поддержке лучших тренеров, юные индийские йоги занимаются спортом целый день. Ведь перед этими девушками и юношами поставлена цель, сделать тело ловким и сильным. Для этого юные йоги используют не только упражнения, рекомендованные древним учением.

В Чандигархе даже существует Государственный тренировочный центр йогов. Сюда после медицинского осмотра может прийти любой желающий.

Своё утро индийские йоги начинают с специальной гимнастики. Обычно эта гимнастика состоит из 10 или 15 асанов. Легенды утверждают, что Шива, основоположник учения, знал около 33 миллионов асанов. Но на сегодняшний день рекомендуют использовать только 84 из них. Асаны подбирают индивидуально, в зависимости от состояния здоровья.

В городе Бомбей разместился Центр здоровья йогов. В нём с помощью специальных упражнений индийские йоги лечат людей, хотя многие к этому относятся скептически. Индийские йоги утверждают, что такие заболевания как: астма, бронхит, желудочные заболевания и многие другие можно вылечить с помощью специальных асанов.

Ведь, как показали научные исследования, асаны ритмично изменяют давление во внутренних полостях. Поэтому с помощью асанов можно регулировать кровоток к тем или иным органам, а вообще, большинство асанов как раз таки и предназначено для внутренних органов.

Индийские йоги - кто они?
Жанр
Режиссёр

Альмар Серебреников

Автор
сценария
Длительность
Страна
Год

«Индийские йоги - кто они?» - документальный фильм режиссёра Альмара Серебреникова, снятый на Киевской киностудии научно-популярных фильмов «Киевнаучфильм» в 1970 году .

В картине, помимо оригинальных съёмок использованы кадры кинохроники и сюжеты Болгарской студии научно-популярных фильмов и Бомбейской студии документальных фильмов.

Сюжет

Фильм в популярной манере рассказывает об индийской традиционной оздоровительной гимнастике. Авторы напоминают о тысячелетней истории йоги, подчёркивают связь физических упражнений с философией и этикой древнего учения. С неодобрением говорят о людях, использующих полученные знания для организации цирковых выступлений, получающих выгоду от публичного показа своих уникальных способностей.

Съёмки проходят в научных учреждениях и клиниках Советского Союза, Болгарии и Индии. Учёные демонстрируют успехи, достигнутые при использовании лучшего из наследия йогов. Гимнастика, дыхательные упражнения и медитативная практика всё чаще оказываются в арсенале практикующих медиков и используются в борьбе с преждевременным старением, ожирением и многими другими болезнями современного человека.

В фильме задействованы

  • Василий Васильевич Бродов - индолог, доктор философских наук, профессор
  • Георгий Лозанов - доктор, руководитель центра суггестологии в Софии
  • Анатолий Николаевич Зубков - индолог, дипломированный йог высшей квалификации
  • Алексей Исидорович Коломийченко - лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук Украины, профессор
  • Константин Тереньевич Соколов - кандидат биологических наук (Киевский НИИ медицинских проблем физической культуры)
  • Каролис Динейка - практикующий врач в Друскининкайском парке лечебной физкультуры
  • Даргомир Матеев - член-корреспондент Болгарской Академии наук
  • Юрий Сергеевич Николаев - доктор медицинских наук, профессор, руководитель клиники лечебного голодания
  • Леонид Давыдович Гиссен - кандидат медицинских наук (Всесоюзный НИИ физической культуры)
  • Юрий Гурьевич Антамонов - кандидат технических наук (Институт кибернетики АН Украины)
  • Александр Семёнович Ромен - доктор медицинских наук

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Анатолий Зубков , Альмар Серебреников
  • Авторский текст: М. Вепринский
  • Режиссёр-постановщик: Альмар Серебреников
  • Операторы-постановщики: В. Чупринин, Альмар Серебреников
  • Композитор: В. Шевченко
  • Звукооператор: М. Петренко
  • Редактор: В. Гайдай
  • Ассистент режиссёра: Г. Давиденко
  • Консультанты:
доктор философских наук, профессор Василий Бродов доктор медицинских наук, профессор И. Муравов доктор медицинских наук, профессор Ю. Николаев
  • Директор: Л. Шершер

Каждый более или менее образованный человек что-нибудь да слышал об индийских йогах . Конечно, не каждый индиец йог . Но именно в древней Индии возникло это учение.

И вот, оно наконец доступно в Харькове .

А что же в самом деле кроется под этим удивительным названием – йога ?

Обширная европейская и американская литература о йогах описывает, главным образом, феномены, достигаемые последователями этого учения.

Независимо от того, как толкуется назначение и смысл специфических упражнений, характерных для теорий йоги, почти все исследователи сходятся на том, что их основным и прямым эффектом является постепенное изменение сознания по гипнотическому типу.

Так, на одной из ступеней подготовки по методу йоги (4 ступень системы йога – пранаяма) основное время уделяется навыкам регулирования ритма дыхания с концентрацией мысли на этих движениях. Мало что так способствует вхождению в гипнотическое состояние, как монотонные ритмические раздражения и сосредоточение внимания на них. Высшая ступень – умение сосредоточить внимание до перехода в состояние «самадхи» - обнаруживает полное сходство с самыми глубокими фазами гипнотического сна. От такого автогипноза естественно ожидать проявления тех же скрытых возможностей нервной системы, которые наблюдаются при исследованиях с гипнозом, производимые «извне», от стороннего испытателя. И такие способности появляются.

Механизм этих феноменов на сегодняшний день, учитывая уровень наших познаний в физиологии и психологии, еще не совсем ясен, но путь к его пониманию уже намечен.

Это необычное исследование началось в 1957 г. , когда двое американских ученых, М. А. Венгер из Калифорнийского Университете в Лос-Анджелесе и Р. Багкхи из Анн-Арбор (штат Мичиган), приехали в Индию изучать эффекты йогов. Действительно ли йоги способны вынести чудовищные перегрузки и обходиться без воздуха, как это приписывает им молва и санскритские тексты? Возможно ли, что благодаря концентрации внимания и оккультной практике самодисциплины человек в состоянии овладеть столь удивительными физическими и психическими силами?

Несмотря на понятный скепсис, с которым в научных кругах всегда воспринимались сообщения о чудесах индусских аскетов, исследователи решили всерьез заняться этой проблемой во всеоружии современных физиологических методик. Их инициатива встретила отклик среди индийских медиков и физиологов: в настоящее время эту работу продолжает большой коллектив сотрудников Всеиндийского института медицинских наук во главе с Б. К. Анандом и Г. Чиной.

Среди испытуемых, согласившихся принять участие в этих необычных экспериментах, было 15 учеников известного гуру Магариши Магеша-Йоги, а также несколько аскетов из Гималайских пещер и один английский учитель, ставший индусским «святым». В результате комплексных исследований, включавших рентгеноскопию, регистрацию газообмена, кожно-гальванических потенциалов, различных метаболических процессов, удалось научно удостоверить тот факт, что некоторые йоги способны осуществлять чрезвычайно эффективный волевой контроль над деятельностью своей вегетативной нервной системы. В ряде случаев наблюдалась высокая резистентность к длительному переохлаждению организма, а также способность к произвольному торможению процессов метаболизма и волевое управление такими вегетативными функциями, как терморегуляция и потоотделение. Некоторые из испытуемых могли временно останавливать пульс. Рентгеноскопия показала, что практически сердце не прекращало при этом своей работы, но она принимала характер слабых вибрирующих сокращений, не сопровождаемых заметным пульсом. Детальное изучение физиологических механизмов различных типов дыхания йогов показало, что они позволяют выработать резистентность к таким стрессовым условиям, как пониженное содержание кислорода и присутствие в атмосфере чрезвычайно высоких, смертельных концентраций углекислоты.

Эти результаты заставляют полагать, что потенциальные возможности резистентности и адаптивности человеческого организма еще далеко не изучены и, по-видимому, они значительно шире, чем это представляется в свете современных физиологических знаний.

Один из наиболее впечатляющих результатов опытов с йогами состоит в том, что они иллюстрируют исключительную степень мобильности нервной системы человека, способной в определенных обстоятельствах за сравнительно короткий срок (месяцы и годы) выработать совершенно новые типы эфферентных связей, благодаря мощному повторению психологического приказа.

Мы расскажем также о некоторых демонстрациях и экспериментах, которые характерны для йогов и представляют для нас определенный интерес.

Начнем с опыта длительного захоронения йога – процедуры, носящей в Индии характер ритуальной народной традиции. Описание заимствуется из репортажей, опубликованных в индийской газете «Хиндустан таймс» (журнал «Наука и религия», 1969, №8 с. 51-53)

25 октября 1958 года. Садху (духовное лицо в Индии), которого приветствовали жители Садраштра и столицы, демонстрирует необычные возможности йогизма. Это 52-летний Бабашри Рамдажи Джирнари. В течение 24 часов он будет находиться в состоянии «самадхи» внутри склепа, стенки которого снабжены гвоздями длиной по два с половиной дюйма, обращенными остриями внутрь.

Садху проводит сейчас 10-дневный пост, во время которого пьет только воду. Такой пост необходим ему, как объяснили ученики, перед тем, как садху переходит в состояние «самадхи».

Рамдажи сообщил, что он уже сто раз находился в этом состоянии; это будет его 101-ое погружение. Он хотел бы убедить других в возможностях, которые создает йогизм.

27 октября 1958 года. Женщины из числа посвященных стояли со сложенными ладонями, в товремя как на территории Новой высшей школы в Нью-Дели Бабашри Рамдажи Джирнари входил в склеп.

Садху предполагает находиться в этом воздухонепроницаемом склепе в течение 24 часов.

Гирлянды цветов и шаль были сняты с йогина , и пятно из киновари удалено с его лба. В короткой рубахе, с шафрановым платком в руках он спустился в кабину глубиной в четыре с половиной фута. Веки его были закрыты. Острия пяти тысяч гвоздей выступали из досок, которыми обили стены кабины. Йогин спокойно сел на них. Затем деревянными досками склеп закрыли. Снаружи их залили цементом, чтобы сделать верх склепа непроницаемым для воздуха.В латунной кружке йогина было немного воды. . .

28 октября 1958 года. Около 5000 человек собралось у помещения Новой высшей школы Нью-Дели, когда в 16-30 склеп вскрыли. Йогин находился еще в состоянии «самадхи», длившемся в течение 24 часов. Он пришел в сознание через некоторое время после вскрытия склепа. Его ученики долго растирали ему голову, используя при этом большое количество творога, пахтанья (продукт отхода при перебивании сливок на масло) и льда, прежде чем его естественное состояние полностью нормализовалось. На протяжении короткого времени, последовавшего за раскрытием склепа, йогина можно было видеть сидящим на корточках со сложенными руками, как бы находящегося в состоянии глубокой сосредоточенности. Через некоторое время Йогин принял стакан лимонного сока и чашку молока.

За восемь лет до описанного «захоронения» английский журнал «Ланцет» подробно рассказал о подобном эксперименте того же Рамдажи.

На глазах большой толпы он вошел в склеп, вырытый в земле. Его объем 5*4*8 футов, из пола и стен торчали острия гвоздей. Склеп залили сверху цементом. Но уже через 56 часов в потолке склепа пробили дыру и с помощью пожарного шланга ввели туда 5 300 л воды. Отверстие снова запечатали. Спустя шесть часов крышку склепа удалили, и садху извлекли из воды, в которую он был полностью погружен.

Автор статьи доктор Вейкл, очевидец всего происходящего, подверг йога медицинскому обследованию. Рамдажи находился в полубессознательном состоянии, пульс его был замедлен, но регулярен, как и дыхание, тоже замедленное (8-10 в минуту). Его состояние нормализовалось очень быстро, и ничего не говорило о том,что он только что провел 56 часов в невероятно тяжелых,а 6 –в совершенно непригодных для жизни условиях.

Способность йогов обходиться при подобного рода захоронениях крайне малым количеством кислорода стала ныне предметом детального изучения в нескольких научно-исследовательских институтах Индии, в частности во Всеиндийскоминституте медицинских наук. Подземные склепы, залитые цементом, сменились специально оборудованными герметическими камерами со множеством измерительных приборов, а изумленно молчащая толпа – коллективом физиологов. Полученные данные содержат пока лишь материал, свидетельствующий о полной достоверности описанных выше захоронений, но до понимания механизма явления еще далеко. Количества кислорода в воздухе, которым мог дышать йог в течении шести часов эксперимента было бы безусловно недостаточно для поддержания жизни обычного, неподготовленного человека.

34-летний йогин Рамананда, находящийся под наблюдением Всеиндийского института медицинских наук, вновь поставил озадачивающую биологическую проблему. Эксперимент с ограничением потребления воздуха, которому он подвергался, входит в серию исследований, организованных научными сотрудниками для того, чтобы пробиться за «барьер» йогизма.

Рамананда был помещен в герметически закрытое стеклянное помещение в8 часов утра и оставался в нем до 16 часов дня. Он не находился в состоянии «самадхи» и поэтому мог следить за движениями врачей и даже помогал им с помощью жестов. Красный свет на панели управления, указывающий, что содержание кислорода в воздухе, которым дышал Рамананда, упало до уровня, недостаточного для поддержания жизни человека, зажегся в 11 часов утра. Врачи были обеспокоены, но йогин дал им знак продолжать эксперимент. Каждые 30 минут из закрытого помещения, в котором находился Рамананда, брали пробу воздуха для определения количества оставшегося в нем кислорода. Во время опыта с помощью электронных приборов регистрировали дыхание, сердечную деятельность и электрическую активность мозга обследуемого.

Йогину предложили прекратить эксперимент в 4 часа дня. Рамананда вышел из своей кабины без посторонней помощи, свежий, несмотря на 8-часовое испытание. Он выпил кофе – единственное дополнение к половине стакана воды, выпитой во время опыта. «Я часто подвергался захоронениям на 28 дней под землей, - сообщил Рамананда.– Я мог бы оставаться в кабине, в которой производился опыт, по крайней мере 24 часа, но участки кожи, на которых были фиксированы регистрирующие приборы, стали болеть». И он показал подтеки на лбу, ногах и кистях рук. «Как чувствует себя йогин во время транса? Какие переживания он испытывает?» -«Возникают образы, проносящиеся через сознание, за которым следует ослепительный поток света». – «А что затем?». Он не может ничего добавить. «Я ведь еще только начинающий в изучении йогизма», - говорит Рамананда скромно, не считая достаточным 17 лет своей практики. . . –Я могу показать кое-что другое». Он вынул из ящика магнитофон. «Послушайте как бьется мое сердце». Прозвучала серия звуковых ударов, которые постепенно становились все слабее и слабее, пока не наступила полная тишина. «Это остановилось мое сердце»,- сказал йог. Эта запись была сделана во время одного из экспериментов в медицинском колледже Визакхапатанама.

Возникает естественный вопрос: как относится к демонстрациям йогов наука, признает ли она их?

Именно стремление «пробиться за барьер йогизма» движет сегодня учеными, знающими, что никаких мистических загадок в сверх-способностях йогов нет. Есть убедительные доказательства всевластия мозга и нервной системы над организмом с его огромными резервами. Но выяснение деталей этого всевластия находится пока на стадии обнаружения феноменов и выдвижения гипотез. Что же мы знаем уже сегодня?

Пытаясь объяснить «захоронения», специалисты чаще всего употребляют слово «анабиоз». Это состояние значительного ослабления, снижения интенсивности обмена веществ в тяжелых жизненных условиях. Анабиоз – удел многих насекомых, червей и низших организмов; значительно выше интенсивность обмена веществ у животных, впадающих в зимнюю спячку (сусликов, летучих мышей и других). Однако и такое снижение жизнедеятельности можно условно назвать анабиозоподобным.

Большинство исследователей склоняются к мысли, что состояние йогов в период «захоронения» - явление того же рода. Мы пока не знаем, каким образом в длительном анабиотическом состоянии с отчетливым прекращением дыхания, то есть с предельно низким (а то и отсутствующим вовсе) потреблением кислорода, не погибают наиболее хрупкие структуры организма, в первую очередь нервные клетки. Ведь казалось бы, разрывается одно из самых существенных звеньев обмена веществ: не поступает кислород, и не выводится углекислый газ, в больших количествах становящийся опасным ядом. Предполагают, что происходит использование кислорода, находящегося непосредственно в тканях организма, или что клетки живой ткани перестраиваются на какой-то особый, сверхэкономный режим обмена веществ. Но ни та, ни другая гипотезы не подкреплены пока серьезными научными данными.

Тот факт, что йоги способны к значительному снижению основных жизненных функций – подавлению дыхания и сердечной деятельности, даже вмешательству в теплообмен, - не подвергается никакому сомнению. Исследование этих способностей проводились на современном научном уровне, с применением специальной аппаратуры, на пределе экспериментальных возможностей наших дней.

Итак, способность человека регулировать, казалось бы не зависящие от его воли функции своего организма – факт, хотя и не разгаданный пока наукой, но достаточно установленный. Такой же факт – волевое сжатие периферических кровеносных сосудов, включая мелкие артерии, способное остановить кровотечение порой даже довольно серьезных ран.

Время от времени в европейских цирках появляются люди, демонстрирующие свою нечувствительность к боли.

Австрийский артист То-Рама, выступавший в 20-е годы с программой, которая характерна для определенных человеческих состояний. (Произвольно вызываемая нечувствительность к боли – отключение самого важного из сигналов опасности), отсутствие кровотечения из ран, способность резко – до иллюзии смерти или летаргического сна – понижать интенсивность основных жизненных показателей: дыхания и работы сердца, сказал:

- «Власть над собой – самое важное в жизни. Многие стараются развить свою энергию и силу воли. Но через некоторое время, замечая, что не продвигаются, прекращают тренировку, считая ее бесцельной. Но эти люди ошибаются. Первое условие для достижения сильной воли – это самодисциплина, самовоспитание. Отсутствие этого – большой недостаток, и вша энергия никогда не усилится, пока вы не будете относиться строже к самим себе, не прекратите находить оправдания своим неправильным поступкам и не поставите самодисциплину на первое место.

Рассказ То-Рамы – вдумчивое и подробное изложение пути, ведущего к использованию способностей, заключенных в нервной системе человека.

В конце первой мировой войны То-Рама был тяжело ранен. В госпитале его состояние было признано безнадежным – об этом говорили врачи, и он это слышал; его переместили в палату смертников. «Тогда, - пишет в своей статье То-Рама, - во мне что-то восстало. . . Я стиснул зубы, и у меня возникла только одна мысль: «Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не чувствуешь никаких болей» - и все в том же роде. Я повторял себе это бесконечное число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я окончательно перестал ощущать боль. Не знаю, как это случилось, но произошло невероятное. Врачи покачивали головой. Мое состояние стало со дня на день улучшаться. Так я остался жив только с помощью воли. Спустя два месяца в одном из венских госпиталей мне была сделана небольшая операция без общего наркоза и даже без местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения. И когда я вполне оправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать».

Все это показывает, что словесным внушением или самовнушением удается избирательно затормаживать те рефлекторные центры головного мозга, которые ведают болевыми ощущениями.

Люди, овладевшие искусством йоги могут по своей воле убыстрять или приостанавливать пищеварительный процесс или деятельность сердца. И знаменитый случай когда йог для чисто научных целей подвергся опасному эксперименту под строгим наблюдением медицинского факультета в Мадрасе. Он проглотил большую дозу соли цианистой кислоты и провел яд нетронутым по пищеводу и его тело не усвоило ни малейшей дозы его. Затем яд был выведен из тела естественным путем.

В заключение хочется сказать, что ничего сверхъестественного во всех экспериментах нет. И хотя современная наука пока не может дать исчерпывающего объяснения этим фактам, будем надеяться, что в скором будущем это произойдет.

Индийские йоги - кто они?
Жанр
Режиссёр

Альмар Серебреников

Автор
сценария
Длительность
Страна
Год

«Индийские йоги - кто они?» - документальный фильм режиссёра Альмара Серебреникова, снятый на Киевской киностудии научно-популярных фильмов «Киевнаучфильм» в 1970 году .

В картине, помимо оригинальных съёмок использованы кадры кинохроники и сюжеты Болгарской студии научно-популярных фильмов и Бомбейской студии документальных фильмов.

Сюжет

Фильм в популярной манере рассказывает об индийской традиционной оздоровительной гимнастике. Авторы напоминают о тысячелетней истории йоги, подчёркивают связь физических упражнений с философией и этикой древнего учения. С неодобрением говорят о людях, использующих полученные знания для организации цирковых выступлений, получающих выгоду от публичного показа своих уникальных способностей.

Съёмки проходят в научных учреждениях и клиниках Советского Союза, Болгарии и Индии. Учёные демонстрируют успехи, достигнутые при использовании лучшего из наследия йогов. Гимнастика, дыхательные упражнения и медитативная практика всё чаще оказываются в арсенале практикующих медиков и используются в борьбе с преждевременным старением, ожирением и многими другими болезнями современного человека.

В фильме задействованы

  • Василий Васильевич Бродов - индолог, доктор философских наук, профессор
  • Георгий Лозанов - доктор, руководитель центра суггестологии в Софии
  • Анатолий Николаевич Зубков - индолог, дипломированный йог высшей квалификации
  • Алексей Исидорович Коломийченко - лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук Украины, профессор
  • Константин Тереньевич Соколов - кандидат биологических наук (Киевский НИИ медицинских проблем физической культуры)
  • Каролис Динейка - практикующий врач в Друскининкайском парке лечебной физкультуры
  • Даргомир Матеев - член-корреспондент Болгарской Академии наук
  • Юрий Сергеевич Николаев - доктор медицинских наук, профессор, руководитель клиники лечебного голодания
  • Леонид Давыдович Гиссен - кандидат медицинских наук (Всесоюзный НИИ физической культуры)
  • Юрий Гурьевич Антамонов - кандидат технических наук (Институт кибернетики АН Украины)
  • Александр Семёнович Ромен - доктор медицинских наук

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Анатолий Зубков , Альмар Серебреников
  • Авторский текст: М. Вепринский
  • Режиссёр-постановщик: Альмар Серебреников
  • Операторы-постановщики: В. Чупринин, Альмар Серебреников
  • Композитор: В. Шевченко
  • Звукооператор: М. Петренко
  • Редактор: В. Гайдай
  • Ассистент режиссёра: Г. Давиденко
  • Консультанты:
доктор философских наук, профессор Василий Бродов доктор медицинских наук, профессор И. Муравов доктор медицинских наук, профессор Ю. Николаев
  • Директор: Л. Шершер

Для начала, чтобы не быть голословным о том, что не все, кто чистится важным индийским йога-Гуру, безупречен— свежий, 2015года, список «проштрафившихся» индусов. Без комментариев и разбора свидетельств, простоте, кто был замешан взадокументированных сексуальных и\или финансовых скандалах (любопытным до подробностей— Google впомощь):

  1. Бикрам Чоудхури (основатель стиля «Бикрам-йога»);
  2. Д-р Каустуб Десикачар (правнук Т.Кришнамачарьи);
  3. Амрит Десай (друг Бикрама, стиль «Крипалу-йога»);
  4. Свами Муктананда (Сидда-йога);
  5. Свами Сатчидананда (основатель ашрама «Йогавилль» вСША);
  6. Свами Рама (основатель «Гималайского Института науки ифилософии йоги»);
  7. Парамахамса Йогананда (автор популярной книги «Автобиография йога»);
  8. Свами Криянанда (ученик П.Йогананды, основатель стиля «Ананда-Санга»);
  9. Свами Акхандананда Сарасвати (курировал ашрам Сатьянанды вАвстралии);
  10. Свами Махешварананда (основатель благотворительной организации «Йога вповседневной жизни»);
  11. Свами Шанкарананда (основатель собственного ашрама вАвстралии);
  12. Махариши Махеш Йоги («Трансцендентальная Медитация», ТМ);
  13. Джагги Васудев («Иша-йога»);
  14. Сатья Саи Баба (известный индийский святой);
  15. Баба Рам Дэв (ныне живущий, известный индийский популяризатор йоги);
  16. К. Паттабхи Джойс (Гуру Аштанга-йоги)

Ктоже остался незапятнанным из условной десятки ведущих индийских Гуру — можно спросить? Ведь Б.К.С. Айенгара (впрочем, тоже не избежавшего критики — за жестокое обращение с учениками) уже снами нет, Индры Деви — тоже.... Драхма Митра— вообще, пардон, неиндус. А общественный деятель и гуманист «Шри-Шри» Рави Шанкар (кстати, ученик Махариши Махеш-йоги изсписка выше) со своей техникой «Сударшан-крия»— все-таки, не тянет на учителя йоги как таковой.

Аможет быть, стоит попробовать забыть про секс- и финансовые скандалы, и просто заниматься йогой, такой, какая нравится и подходит по состоянию здоровья и ума? Заниматься «стем, кто есть»? В том числе, тогда стоит попробовать поучиться «на родине Йоги»— в школах индийских Гуру йоги, и у живых индийских учителей! Ведь хотя люди, опозорившие имя йоги, зачастую принадлежат к той или иной известной традиции, сама-то традиция вэтом невиновата! Так что, займемся йогой. Где, с кем?

Кого мы знаем из«столпов» индийской йоги сегодня?

Шарат Рангасвами— внук Паттабхи Джойса— действующий преподаватель Аштанга-Виньяса йоги. Он руководит , где занятия ведут сертифицированные индийские учителя— и он сам! (Учтите: на курсы сШаратом необходима предварительная запись за2-4 месяца!)

Дэвид Свенсон— сам, конечно, не индус, но учился у Паттабхи Джойсаи, говорят, преподает строго в его стиле. Стоит, однако, учесть, что Аштанга-йога— правильное название «Аштанга-Виньяса-йога» — это современный синкретический авторский стиль, созданный в1948 году К.Паттабхи Джойсом. Не стоит путать его с древней и имеющей богатую философию и традицию «Аштанга-йогой» Патанджали .

Т.К.В. Десикачар— после принесения публичных извинений и сожалений , перестал называть свой стиль «Вини-йога» и вообще обещал начать новую страницу всвоей жизни . Поверим? Можно попробовать позанимать сэтим именитым индийским учителем йоги. У него ашрам «Кришнамачарья Йога Мандриам» в Индии— приезжай и учись! Сам Мастер уже немолод (1938 г.р.), но еще полон сил— и, главное, знаний.

Дочь Б.К.С. Айенгара— Гита Айенгар (автор популярной книги «Йога для женщин») — и сын— Прашант Айенгар (содиректор индийского «Института Йоги Айенгара» в Пуне, на Юге Индии— здесь проходят курсы для опытных, от 8лет практики, адептов стиля)— действующие, знающие и популярные учителя йоги Айенгара. А в столице действует «Московский Центр Йоги Айенгара» , открытый для всех.

Гид по ашрамам йоги (очень подробно, актуально, на русском языке, и с контактными данными!)

*Сексуальные скандалы затрагивают не только индийских, но и западных Гуру йоги (и не только йоги), так что тут нет никакой расовой дискриминации. Дело нев«особенностях национального характера». Недавняя история с американской суперзвездой йоги Джоном Френдом («Анусара-йога ») доказала, что секс-гуру может стать и не-индус.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga