Болевые захваты и ломающие удары. Болевые приемы в стойке. Болевой прием "рычаг руки наружу"

Болевые приемы в стойке

Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и хлопает по ковру. В реальном бою болевые ощущения - это только начало. За ними следует перелом руки или ноги, разрыв сухожилий или мышц и прочие членовредительские штуки.

Сразу хочу сказать: сломать противнику руку - это занятие не для слабонервных. Тут нужно переступить серьезный порог. Ну и силушку приложить надо - организм человека вещь крепкая. Поэтому, если не уверен, что сможешь довести болевой до логического завершения, лучше вообще от всяких захватов отказаться.

Ну а коли считаешь, что сможешь преодолеть внутреннее и внешнее сопротивление, то вот тебе несколько способов лишить человека руки, не падая в партер.

Рычаг руки внутрь

Проводить его можно только в относительно тепличных условиях: если противник один, если он недостаточно подвижен - пьян или просто неуклюж, если он вообще ничего не понимает в драках и свободно отдает руку на захват.

Тем не менее прием этот достаточно эффективен. Если, конечно, проводишь ты его стремительно.

Итак, классический тренировочный вариант исполнения: противник стоит перед тобой, руки опущены. Ты делаешь подшагивание левой ногой вперед и захватываешь правой рукой тыльную сторону ладони правой руки противника, а своей левой рукой - его правую руку снизу. Захват должен быть очень цепким и жестким, чтобы противник не мог вырвать руку. И мешкать на этом этапе не следует - захватил и сразу развивай успех.

Для этого резким мощным рывком на себя-вверх выводишь противника из равновесия и одновременно проводишь болевой прием на его кисть, как показано на рис. 31.

Затем, не теряя темп, выдергиваешь захваченную руку на себя-вниз, одновременно поворачиваясь к противнику левым плечом, и проводишь болевой прием на плечевой (или на локтевой) сустав (рис. 32).

Само собой, в драке тебе никто не даст спокойно подойти и взять такой захват. Нужно ловить противника на атаке, перехватывать руку и потом выходить на болевой. Как вариант - ты можешь атаковать таким способом захват противника, когда он хватает тебя за отворот куртки или плечо.

На что нужно обратить внимание? Не работай одними руками. Помогай себе всем корпусом. Резко скручивайся, наваливайся всем весом на захваченную руку. Если нет необходимости калечить противника, то на этой фазе можно остановить движение и попытаться объяснить нападающему, что он не прав. Если же болтать некогда или не хочется - продолжаешь движение: тянешь его руку вверх, а корпусом давишь вниз, на область локтя. Только делаешь это очень резко и с полной отдачей. Остановиться можно, когда услышишь сочный хруст и вопль.

Рычаг руки наружу

Не такой изуверский прием, но зато и провести его легче.

Классическое исполнение: исходное положение то же - противник напротив тебя, руки опущены.

Подшагиваешь левой ногой. Левой рукой захватываешь правую кисть противника таким образом, чтобы твой большой палец уперся в тыльную сторону его ладони, и тянешь кисть на себя. Затем захватываешь кисть противника своей правой рукой и, поднимая его руку на себя вверх-влево, проводишь болевой на кисть. И наконец, продолжая поворачивать кисть противника влево, бросаешь его на землю (рис. 33).

Если сделать все очень резко и сильно, можно хорошенько травмировать плечо, локоть или кисть противника. И опять-таки, захватывать руку нужно на ударе, интенсивно работать ногами и всем корпусом. Помни, что противника нужно стараться опрокинуть резким сильным рывком руками в сторону-вниз, загружая его вдобавок весом своего тела. Чем дальше ты будешь уводить в сторону захваченную руку, тем больше вероятность покалечить противника. Если толкаешь его строго назад, то опасность травмы меньше, зато его легче опрокинуть на землю - смотри сам, какую задачу тебе нужно решить.

Рычаг руки через предплечье

Этот прием - не самое удачное изобретение человечества, но в некоторых ситуациях может сослужить хорошую службу. Недостаток его в том, что серьезно повредить конечность противника в этом положении очень сложно, - ты вынужден оказывать болевое воздействие только с помощью рук; помощь ног и корпуса практически исключается. Соответственно, сломать таким образом руку вряд ли получится, если дерешься не с дистрофиком. К тому же ты поворачиваешься к противнику спиной. Если он парень крепкий, то вполне может собраться с силами и атаковать тебя с тыла.

С другой стороны, если нужно нейтрализовать не слишком опасного, но назойливого противника - например, приставучего пьянчужку, - то рычаг локтя через предплечье сработает как надо. Покалечить не покалечишь, но ясно покажешь, что продолжение поединка бессмысленно. Такой пацифистский приемчик.

Итак, исходное положение стандартное: противник лицом к тебе, руки опущены. Ты делаешь подшагивание правой ногой вперед и захватываешь своей правой рукой правое запястье противника сверху. На всякий случай рекомендую атаковать прямым левой в голову. Ну чтобы уменьшить прыть противника. Затем подшагиваешь левой ногой и, поворачиваясь корпусом вправо, поворачиваешь захваченную руку вперед-вправо, а левой рукой в этот момент подхватываешь ее снизу, чуть выше локтя. И проводишь болевой прием на локоть противника, нажимая правой рукой вниз и удерживая захваченную руку своей левой рукой и корпусом (рис. 34).

Таким образом можно, кстати, и обезоружить противника. При резком болевом воздействии на локоть нож или палку он обязательно выронит. Но учти, такое обезоруживание сработает только с неподготовленным противником. Скажем, это будет какой-нибудь незадачливый доходяга-наркоман, решивший взять тебя на испуг. Если противник настроен решительно, лучше держаться от него подальше.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Самозащита автора Андрейчук В И

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора

10.2. Перемещения в стойке Перемещения в стойке являются безусловным фундаментом действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уровень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других,

Из книги Русский рукопашный бой в 10 уроках автора Кадочников Алексей Алексеевич

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них – это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги Рукопашный бой для начинающих автора Кадочников Алексей Алексеевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них - это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

II. Приемы в стойке и на земле 1. ГРУППА «ДОЖИМОВ» (в стойке)Порядок изучения1. Дожим кулака в кисти (основной).2. Дожим кулака в кисти «по принципу».3. Дожим головы «по принципу».1. Дожим кулака в кисти (основной)По счету «раз» - первый номер наносит удар снизу левой рукой,

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Из книги автора

Передвижения в стойке «Порхай как бабочка, жаль как пчела “ - прекрасная тактическая схема знаменитого Мухаммеда Али.Движение - это главный козырь, который многие игнорируют. Легко передвигаясь по рингу и оставаясь при этом вне зоны досягаемости, вы можете утомить и

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ

Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и жесткое применение болевого приема вызывает болевой шок или серьезную травму и выводит противника из боевого состояния. Это дает возможность освободиться от захвата, задержать противника, а возможно и конвоировать.

Прежде чем приступить к описанию техники болевых приемов мы хотим напомнить нашим читателям, что болевой прием, как правило, эффективно применяется после точно нанесенного удара, когда противник находится в шоковом состоянии или его внимание рассеяно.

Болевые приемы на фаланги пальцев показаны на рис. 37. По своей сути эти приемы простые. Главное, что необходимо помнить при их применении, это жесткий захват и резкое перегибание (скручивание) суставов (сухожилий).

Болевые приемы на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.

В различных школах единоборств (айки-до, самбо, джи-у-джитсу и др.) болевых приемов на указанные суставы достаточно много. В данной брошюре мы приводим лишь некоторые из них, на наш взгляд наиболее доступные и эффективные. Как правило, большинство из этих приемов комплексного воздействия на несколько из указанных суставов.

Болевой прием "рычаг руки наверху". Этот прием может применяться как вариант защиты от удара рукой, палкой или ножом.

Основные элементы техники - это блок-захват атакующей руки в области запястья и захват этой руки изнутри и снизу над локтевым сгибом (рис. 38а).

Резким рывком правой руки на себя и толчком левой от себя (в случае, если удар наносится противником правой рукой), травмировать руку противника в локтевом суставе. Этим приемом можно бросить противника на спину, после чего нанести удар ногой или рукой (рис. 38б).

Болевой прием на лучезапястный сустав (рис. 39).

Жесткое выполнение этого приема позволяет конвоировать противника.

Болевой прием "рычаг руки наружу".

Благоприятной ситуацией для перехода на этот прием является момент, когда вы захватили одной рукой руку противника за кисть снаружи. Захватить эту же кисть своей второй рукой так, чтобы большие пальцы рук упирались в тыльную поверхность руки противника (рис. 40а).

Прижимая пальцами рук кисть противника к себе вниз, а большими пальцами надавливая на нее от себя и разворачивая кисть противника наружу, травмировать лучезапястный сустав (обезоружить) (рис. 40б).

Этим приемом можно бросить противника на спину и завершить контратаку ударом ногой (рис. 40в).

Болевой прием "рычаг руки внутрь".

Это универсальный прием и существует много способов перехода на него (его выполнения) в целях самозащиты. В данной брошюре мы раскроем несколько из них применительно к различным ситуациям противоборства с противником.

Ситуация, когда противник наносит удар ребром ладони (ножом, палкой и т. п.) наотмашь. Развернув корпус в сторону от удара, встретить атакующую руку предплечьями рук (рис. 41а). Захватить левой рукой руку противника за запястье сверху, а правой - за кисть снизу.

Резко потянуть противника за руку вправо под себя, сделав шаг правой ногой в сторону, не отпуская захвата руками, перенести свой левый локоть над захваченной рукой противника и прижать ее предплечьем и плечом к своей груди. Вывести противника из равновесия, переместив его центр тяжести на правую ногу и, прижимая его руку к своему левому бедру, движением правой руки вверх и вперед от себя, травмировать ее в локтевом, плечевом и лучезапястном суставах (рис. 41б).

Второй вариант завершения этого болевого приема. Если противник значительно сильнее (или тяжелее) вас, необходимо из положения, показанного на рис. 41а, выполнить захват и протягивание руками, как описано выше, а левой ногой сделать шаг под противника и прижать его грудью к своему бедру (рис. 41в).

Если вы чувствуете, что противник может из этого положения уйти, сделать высед (сесть на заднюю поверхность левой ноги) вперед, свалить противника на грудь и, прижимая его грудью к полу, вывести захваченную руку вперед и вверх, травмировать ее (рис. 41 г).

Третий вариант этого приема показан на рис. 50а, б, в. Болевой прием "загиб руки за спину". Этот прием также является универсальным и может использоваться для конвоирования противника посредством болевого воздействия на локтевой и плечевой суставы.

Благоприятной ситуацией для выполнения данного приема является расслабленное (шоковое) состояние противника после нанесенного ему удара. В этом случае захватить левой рукой за его правую кисть спереди, а правой - за одежду над правым локтем или за плечо (рис. 42а).

Резко потянуть правой рукой на себя, а левой от себя, сгибая захваченную руку в локтевом суставе, и завести ее предплечье за спину (рис. 42б).

Не отпуская захвата правой рукой, пропустить левую руку под предплечьем захваченной руки ближе к локтевому сгибу, наложить кисть на плечо захваченной руки сверху (рис. 42бв).

Если незначительно поднять свое левое предплечье вверх, а кисть нажать вниз, это вызовет резкую боль в локтевом и плечевом суставах захваченной руки. Прилагая усилия, этим приемом можно нанести серьезную травму руки.

Для того, чтобы лишить противника возможности уйти от этого захвата кувырком вперед или другим способом, необходимо правой рукой захватить за одежду на его левом плече сверху или за волосы на голове спереди и потянуть задержанного на себя так, чтобы центр тяжести его тела переместился на правую ногу. Плотно прижать захваченную руку локтем к себе на уровне подребурья (рис. 42г, д).

Не отпуская захвата и выполняя болевое воздействие, заставить задержанного следовать в указанное направление. Вам следует идти рядом с ним, сбоку и немного сзади.

Главное - это жесткий захват и постоянное болевое воздействие.

Переход на болевой прием "загиб руки за спину" можно выполнить из различных положений и захватов. На рис. 43а, б показан вариант перехода из болевого приема "рычаг руки внутрь" в целях конвоирования или последующего связывания противника.

Изучив технику предложенных болевых приемов и усвоив принципы их действия, вы сможете, импровизируя, самостоятельно выполнять различные другие захваты на болевые приемы.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

Глава 3. ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ РУКОПАШНОГО БОЯ Защита от нападения в рукопашном бою является более сложным процессом, чем это видно с первого взгляда. Прежде всего вы должны предвидеть вид и направление атаки противника до того, как защититься от нее. Кроме того, защищаясь, вы

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Болевые приемы в стойке Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги автора

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

Глава IV. Захваты и ответные приемы Свободная тренировка, представляя собою схватку спортивного характера (на ковре), не создает, однако, для обучающихся реальных, специфических условий, носящих характер короткой схватки и требующих хорошего умения делать приемы сходу.

Из книги автора

Глава V. Приемы специального назначения В главе «приемы специального назначения» излагаются методы и техника борьбы против лица, вооруженного огнестрельным и холодным оружием. Кроме того, в этой главе изложены приемы конвоирования, необходимые для несения службы

Из книги автора

Глава 10 Основные технические приемы Когда конечное совершенство достигнуто, тело и его органы действуют сами по себе, как им полагается, без вмешательства ума. Судзуки Тантаро, гранд-мастер каратэ Техника каратэ – это совокупность стоек, ударов и защит, применение

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Разберём теперь несколько других защит по системе: разноименная рука снаружи; изнутри первой атакующий руки исполнителя.


Клип 1. Атакующее движение рукой. «Соперник» защищается. Теперь мы посмотрим, что можно сделать с рукой.
Убрать, продолжить атаку.
Убрать, воздействовать на пальцы.
Убрать, воздействовать на локоть.
Придержать, атаковать внизу и выйти на какой то другой приём, например, рычаг локтя на плече.
Увести, продолжить атаку ударом и далее, через понижения центра тяжести, выйти на узел руки наружу.


Клип 2. Теперь тоже самое изнутри, был посыл, рука изнутри.
Если она обращена ладонью ко мне, возникает ситуация при которой я могу воздействовать на кисть, выволакивая за собой тело противника к низу.


Клип 3. Одно движение следует за другим и всё время исполнитель как бы плывёт за сопротивляющимся противником, используя его усилия в любом движении, ни в коем случае не вступая с ним в открытую физическую борьбу. Спортивный вид мышления, наоборот, предполагает борьбу с противником на пике всех возможных усилий организма.


Клип 4. Боевое мышление предполагает избегание всяческой борьбы, быструю и эффективную победу. Опять посыл, рука приходила отсюда, но в этот момент она находится ладонью к противнику, который применил защиту.
Отсюда удобно выходить на болевое воздействие на кисть наружу, эти воздействия сочетаются с такими техниками, которые уже были показаны.
Обязательно вспомогательным воздействием является выламывание пальцев как рычагами, так и узлами. Это должно происходить как только появляются пальцы. Если рука, по какой то причине сжата ещё в кулак, воздействие производится всё равно на весь комплекс кисти, и пальцы всё равно распрямляются.


Клип 5. При возникновении какого то напряжения вход идут вспомогательные техники. В частности, соперник нарочито напряг руку, я выполняю удар-тычок в точку на шее
и чувствую как рука расслабилась.
Эта же точка великолепно используется при освобождении от захватов.
Например, меня захватили за ту часть тела, которая достаточно ранима и легко уязвима.
Со стороны руки любой свободной конечностью, из любого положения я должен добраться тычком до этой точки. Место захвата придерживаю таким образом, чтобы противник не нанёс мне увечий. Я наоборот прижимаю руку противника к месту захвата. Более того, мои пальцы пытаются проникнуть между его пальцев, тем самым контролируя и ослабевая силу захвата. И далее тычок, одновременно снимаю захват.

Отсюда отдельной темой энциклопедии боевых захватов будет умение освободиться от того или иного захвата.


Клип 6. Так, например, мне проводят захват руки наружу и я, использую усилие противника, переключаясь на похожую технику.
Та же самая техника. Другой ракурс.
Если я продолжаю встречать достаточное сопротивление, то завершаю приём не болевым на кисть, а переламыванием пальцев. После чего могу с эффективностью переключится на вторую конечность.
Человек пытающийся защитить вторую конечность, как правило, хватается за руки. Тем самым, предоставляя мне великолепную возможность, придержав его руки, выполнить укус.
Это исключительно болезненная вещь, в боевой ситуации можно откусить эту часть кисти либо надкусить.


Клип 7. Для проведения правильного укуса необходимо в первую очередь защитить губы от воздействия зубов. Для этого вы немного оттягиваете губы по краям обнажая зубы и после этого происходит укус, начиная с клыка. То есть не напрямую, а под углом. Человек, не обученный укусу, может попасть в неприятную ситуацию, когда у него может быть легко выломана челюсть мощным движением - поворотом прихваченной руки.
Необходимо чётко знать места, куда можно проводить укусы и как это делают.
Например, при столкновении вплотную, защитившись от удара головой, я могу выйти на укус уха, и это даёт мне преимущество, когда противник дёрнется, расслабится, отклонит голову, потому что тут же последует захват горла и глаза, одно помогает другому. Входя в глаз, я раздавливаю область горла, при этом я защищён от ударов.

Основы реального боя. 1-й том. ООО Научно-Информационный Производственно-Коммерческий Центр «Восход-А», ООО «ВИПв»

Рассмотрим простейшую ситуацию: какой-то гад схватил тебя за грудки одной рукой и, похоже, намеревается атаковать второй. Что будешь делать?

Вариант инстинктивный и неверный (хоть он идет из самого твоего естества) - дернуться назад в попытке вырваться из клешни агрессора, потерять равновесие, упасть и получить-таки по уху.

Вариант продуманный и верный – быстро заломить схватившую клешню, используя один из видов болевого захвата, и получить полный контроль над тушей противника.

Делается на счет три.

  1. Вцепись одной рукой в предплечье нападающего. Речь, разумеется, о предплечье той руки, которой он держит тебя за одежду. В нашем случае - левой.
  2. Второй рукой схвати мерзавца за большой палец все той же руки. В идеале оба действия должны произойти одновременно. Если противник попался крепкий и не дает схватить себя за палец, нанеси ему отвлекающий удар, например, ногой по голени.
  3. Как только захват состоялся, резко и с силой заломи большой палец нападающего по направлению от себя. Вектор усилия должен быть строго параллелен предплечью противника, так болевое воздействие будет максимальным.

Варианты захвата

Если в процессе воспроизведения болевого приема соперник вывернется из первоначального захвата, не теряйся и используй один из следующих вариантов:

  • Захвати одной рукой большой палец нападающего, а второй - его мизинец и усиль эффект описанного ранее приема попыткой сломать еще и мизинец.
  • Захвати не большой, а средний палец и, развернув кисть нападающего ладонью вверх, надави на этот палец, словно на рычаг.
  • Захвати одной рукой указательный и средний пальцы нападающего, а другой - безымянный и мизинец. А теперь с силой разведи руки в стороны, как будто хочешь узнать, что же там у него в глубине между пальцами?

Говоря о парировании ударов противника и об упражнениях, позволяющих встроиться в траекторию его движения с последующим сохранением контакта и загрузкой его центра масс, мы акцентировали Ваше внимание на том, что данная модель защиты является мостом между техниками захвата и удара. Она согласует работу на ближней и дальней дистанции, позволяя вывести нападающего из равновесия и провести атаку суставов, динамических болевых приёмов и прикладных бросков. Именно об атаке суставов нам хотелось бы подробнее рассказать в этом видео.

Для того, чтобы наилучшим образом сформировать преставление о защите в ближнем бою, необходимо ввести такое понятие, как геометрия защитных действий. При выполнении защитных манёвров на ближней дистанции, мы создаём своим телом геометрические фигуры для приёма атаки противника под острым углом, дабы максимально рассеять силу, воздействующую на принимающую часть, и отклонить траекторию удара в нужном нам направлении. Для того, чтобы обеспечить проскальзывание, мы вращаем созданную нами конструкцию в момент соприкосновения с атакующей частью противника и либо встраиваемся в его движение, либо идём вразрез. Этот алгоритм позволяет нам выполнять защитные действия из широкого спектра неудобных положений, а так же даёт нам возможность принимать удары на тело, значительно сокращая причиняемый ими урон. При исполнении техники атаки суставов, грамотная геометрия защитных действий крайне важна для получения контакта с противником и его последующего сохранения. Приём ударной части атакующего может осуществляться любой частью тела, так же, как и последующая атака.

Суставы рук и ног – наиболее уязвимые зоны человеческого тела для атаки. При нанесении акцентированного ударного действия по суставу руки или ноги против естественного сгиба в ситуации самообороны на улице, противник напрочь теряет возможность продолжать агрессию и будет вынужден сдаться, вне зависимости от своего желания.

В уличном рукопашном бое суставы – одна из наиболее предпочтительных зон для травмирования. В спортивных единоборствах техника динамического поражения суставов соперника начисто отсутствует ввиду опасности для здоровья и невозможности грамотной дозировки. Вместо этого культивируется техника болевых приёмов и рычагов, показывающая себя крайне эффективно как на спортивной арене, так и на улице в ситуациях реальной драки.

Поймав контакт с рукой противника, необходимо с помощью этого контакта через касание выполнить загрузку его центра масс, немного сместив проекцию центра тяжести нападающего за опорную площадку, что вызовет кратковременную потерю устойчивости и даст возможность перехватить бьющую руку, оберегая обороняющегося от встречных ударов. Выполняется эта механика посредствам приёма ударной конечности под острым углом с проворотом принимающей руки в точке контакта, что обеспечит проскальзывание ударной части противника и провалит его.

Для того чтобы столкновение не получилось слишком жёстким, необходимо при приёме атакующей части противника выполнить либо встречное движение на него, отправляя его удар в рикошет через механизм шнека, либо, уровняв скорости, выполнить фехтовальную защиту с приёмом и обработкой бьющей руки, подобно тому, как мы принимаем клинок противника. Эти алгоритмы позволят Вам застопорить нападающего и получить преимущество в рукопашной схватке за счёт собственной кинетической энергии агрессора.

Если же противник атакует не акцентированными, а хлёсткими ударами, поймать и парировать его ударную часть будет весьма затруднительно. В данном случае необходимо нанести встречный контрудар в одну из уязвимых зон, используя тактические схемы, которые мы демонстрировали при раскрытии особенностей отработки прикладной техники рукопашного боя. После того, как Вы застопорили противника, Вы сможете загрузить его центр масс через захват, нанести несколько расслабляющих, демотивирующих ударов и затем выполнить болевой приём.

Загрузив противника, необходимо прилипнуть к его атакующей конечности и постараться не рвать с ним контакт, контролируя его через образовавшуюся связь. Кратковременный затык не позволит агрессору контратаковать, так как на доли секунды он будят занят собственной стабилизацией и поиском новой опорной площадки либо разрывом дистанции с Вами, дабы исправить образовавшееся невыгодное тактическое положение. Почувствовав уверенный захват, Вы можете выполнить либо динамический болевой приём, либо атаку сустава, нанося импульсный удар против естественного сгиба.

Грамотно исполненная техника поражения суставов будет незаметна для стороннего наблюдателя и полностью неожиданной для агрессора. Исполнение демонстрируемых в данном видеоролике приёмов требует развитой чувствительности и наличия существенного опыта контактных поединков. Необходимо органично вписывать технику заломов, болевых приёмов и импульсных атак в систему ближнего боя. Мы нарочно утрируем некоторые моменты, чтобы показать Вам особенности выполнения этих приёмов и в доступной манере изложить базовые принципы, лежащие в основе данной техники, без следования которым они работать не будут.

После освоения базовых связок уличного рукопашного боя, Вы научитесь беспрепятственно катать ударный импульс по телу и преобразовывать его в ударное действие в любой заданный момент времени в поединке. Освоение этой механики откроет массу возможностей для применения целого спектра нестандартных ударов, отцентрует бойца и создаст в его теле структуру, при помощи которой он сможет воздействовать на противника гораздо эффективнее, подключая к процессу выполнения приёма значительно больший потенциал за счёт включения в работу дополнительных звеньев и рычагов, последовательно сочлененных между собой, синхронизированных, работающих слаженно и единовременно на выполнение заданного алгоритма, что в совокупности даст существенный синергетический эффект.

Временной промежуток, в котором выполнение этой техники возможно, крайне короток. Травмирующее воздействие на суставы рук и ног противника, как уже было сказано выше, осуществляется при помощи как ударов, так и импульсных атак, призванных организовать выброс силы в направлении, противоположном естественному сгибу сустава с целью нанесения травмы, управления или отвлечения внимания для нанесения дальнейших атакующих действий.

Освобождение от захватов с последующим применением болевых приёмов так же имеет свои особенности и подчиняется определённым закономерностям, незнание которых лишает технику всякого смысла.

Основной принцип болевого приёма заключается в том, что мы оказываем механическое воздействие на сустав в направлении, неестественном для работы атакуемой конечности. Для того, чтобы получить выигрыш в силе, мы стремимся увеличить плечо рычага, так как это необходимо с точки зрения получения оптимального для выполнения приёма передаточного соотношения. Однако необходимо осознать одну простую вещь: рычаг - это длинный жесткий предмет, имеющий точку опоры и возможность вращаться. Если мы не имеем чётко фиксированной точки опоры, мы не сможем получить выигрыш в силе и преодолеть сопротивление атакующего. Непонимание этого принципа мгновенно лишает приём работоспособности и сводит эффективность любых техник к нулю. Зачастую люди, только начавшие свой путь в боевом искусстве или попросту не понимающие механику, лежащую в основе практикуемых ими приёмов, начинают пытаться выполнять залом, дёргая руку на себя и стремясь её поднять с того уровня, на котором был выполнен захват. Делать это категорически не рекомендуется: при освобождении от захватов необходимо привести конечность противника в крайнее положение и жёстко фиксировать точку опоры, относительно которой будет происходить вращение при исполнении приёма.

После того, как Вы выполнили фиксацию конечности противника, необходимо сработать относительно естественно созданной точки вращения, работая преимущественно не мускульной силой, а рычагом. После получения целевого положения, при котором конечность противника идёт на излом, Вы можете, сохраняя механику приёма, управлять уровнем точки опоры произвольно, однако на первом этапе исполнения приёма это недопустимо.

Выполнять болевые воздействия можно либо прикладывая силу к конечности нападающего постепенно, если есть желание его обездвижить, либо динамически, если Ваша задача - сломать конечность. При исполнении одного и того же приёма можно варьировать силу и скорость передачи импульса в зависимости от выбранной тактики.

При применении техники болевых приёмов в клинче, необходимо вывести противника из равновесия и нанести несколько расслабляющих ударов. Для того чтобы применить технику заломов на ближней дистанции, крайне важно умение создавать и менять уровень точки вращения.

Исполняя импульсную атаку суставов, мы придерживаемся всё тех же правил и особенностей ведения поединка, которые мы очертили выше. Для того, чтобы механика импульсной атаки сустава сработала, необходимо изучить и научиться чувствовать крайние положения конечностей противника и отчётливо понимать, где заканчивается свободный ход того или иного сустава.

При обработке противника в ближнем бою важно научиться ловить и блокировать его суставы в крайних положениях путём промежуточной фиксации степеней свободы агрессора. Как только удалось его зафиксировать, нанесите несколько демотивирующих ударов, чтобы ослабить сопротивление и сжать тиски сковывающего движения захвата, ограничивая его подвижность и приводя нападающего в то положение, из которого ему будет крайне сложно выбраться.

Атаковать суставы против естественного сгиба желательно на контрдвижении. Как только противник почувствовал себя зажатым, он будет яростно сопротивляться. Долго удерживать его, при этом, не получится. Именно поэтому необходимо, используя энергию натяжения его напряжённых мышц, на мгновение ослабить хватку, заманивая его в ловушку.

Ослабление хватки приведёт к резкому рывку противника к свободе. Чтобы выполнить движение как можно быстрее, ему придётся ослабить зажимы и разрушить созданную им оборонительную структуру, чтобы получить дополнительные степени свободы для разгона и рывка. Дабы совершить желаемый манёвр, ему на короткое время придётся снять блоки с суставов, забывая о промежуточной безопасности и расслабив мышцы. Именно в этот момент необходимо ударить его на встречном движении в область целевого поражения по нормали.

Необходимо сказать, что данная техника рукопашного боя крайне сложна в исполнении в реальном поединке, ибо требует достаточно высокого как технического, так и тактического мастерства единоборца. Помимо этого, она так же является крайне опасной мерой воздействия, способной привести к превышению допустимых норм самообороны. Однако, при обучении уличному рукопашному бою, мы, в первую очередь, решаем задачи неравного противостояния, поэтому нужно быть готовым решить вопрос на любом уровне и с любыми последствиями, дабы сохранить свою жизнь и здоровье, а так же защитить своих родных и близких.

Желательно научиться выполнять комплекс болевых приёмов и уметь плавно переходить от одного к другому. Выполнив болевой приём или травмирующее воздействие на сустав противника, не задерживайтесь долго на одном и том же месте: немедленно переходите к последующему поражению уязвимых мест, уходите с линии атаки и продолжайте развивать наступление до тех пор, пока агрессор не будет повержен.

Разумеется, как и везде, перемещения и работа ног играет первостепенное значение. Умение свободно и эффективно перемещаться, выбирая оптимальную для атаки позицию - необходимый навык, на освоение которого уходит больше всего времени. Именно поэтому на начальных стадиях обучения наиболее пристальное внимание мы уделяем системе передвижений в рукопашном бое и поединку. Без чувства дистанции не может быть никакой эффективной работы. Знание самих приёмов не столько важно, сколько умение маневрировать и выводить противника в те ситуации, где применение практикуемой техники становится возможным. Именно поэтому даже самый чёрный пояс и самое мастерское владение базовой техникой боевых искусств не поможет, если нет понимания законов схватки и отсутствует опыт полноконтактных боёв.

Выполнение болевых приёмов в практикуемой нами системе уличного рукопашного боя не является самоцелью или панацеей: это лишь промежуточный этап, позволяющий воспользоваться удобной ситуацией, образовавшейся в результате либо некомпетентности, либо ошибки противника. Может случиться и так, что возможности провести атакующее воздействие на суставы противника и не представится вовсе, однако, если вдруг ситуация сложится в Вашу пользу и Вы получите такой подарок, выгодно захватив конечность противника, необходимо знать, как этим преимуществом воспользоваться и реализовать имеющийся в поединке потенциал.

Главное правило уличного рукопашного боя - не зацикливаться на стереотипах и быть максимально текучим и вариативным в применении изученных приёмов. Для того, чтобы полноценно вести поединок на улице, необходимо уметь импровизировать.

Прикладные боевые системы, преимущественно - это системы ближнего боя. Именно поэтому многообразие техники раскрывается лишь при ведении поединка в плотном контакте с противником. Техника атаки суставов неприменима на дальней и средней дистанции, где наибольшую силу имеет классическая ударная техника рукопашного боя.

Несмотря на то, что демонстрируемые в данном видеоролике элементы - крайне опасные технические решения, применение которых способно причинить существенный вред здоровью противника, работают они лишь в комплексе с крепкой базой, освоению которой посвящены первые несколько лет тренировок. Атака суставов, сама по себе, не имеет никакой ценности, как и весь остальной прикладной арсенал. Для того, чтобы исполнить демонстрируемую технику на практике, понадобятся годы тренировок, самоотдача, железная дисциплина и титаническое усердие.